Изменения в "Закон о животном мире"

28.01.2015 - 13:37 | AV

В настоящее время Национальным центром законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) готовятся предложения по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О животном мире» (далее – Закон). К АПБ обратились за предложениями. 

Имеется ряд предложений, которые хотелось бы обсудить.

В целом Законом даны направления развития государственной политики в области использования и охраны животного мира, принципы изъятия диких животных, ведения охотничьего хозяйства и охоты.

Действие закона распространяется исключительно на диких животных (обитающих как в состоянии естественной свободы, так и содержащихся в неволе) и не регулирует обращение с группами сельскохозяйственных животных и домашних животных. Закон крайне ограничено регулирует ведение охотничьего и рыболовного хозяйства – данные отношения установлены Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580.

Справка: в соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Кроме того, Указ № 580 специально издан для регулирования обращения с группой диких животных, являющихся объектами охоты и рыболовства. Таким образом, Указ № 580 имеет большую юридическую силу по отношению к Закону.

Таким образом, при подготовке предложений по изменению Закона и других нормативных правовых актов необходимо учитывать, что изменения не будут работать для нормированных видов животных и на территории охотничьих и рыболовных угодий.

Исходя из принципов гуманизма и ответственности за состояние природной среды Беларуси, считаем необходимым рассмотреть и обсудить вопрос о внесении в Закон следующих изменений и дополнений.

1. В статье 1 пункт 1 «Акклиматизация диких животных».

Действующая редакция:

«Акклиматизация диких животных – вселение диких животных определенного вида в угодья за пределами ареала этого вида диких животных и обеспечение приспособления диких животных к новой среде обитания и их способности к естественному воспроизводству.».

Предлагаемая редакция:

«Акклиматизация диких животных – обеспечение приспособления диких животных к новой среде обитания и способности к естественному воспроизводству в результате их интродукции.».

Обоснование: в действующей редакции Закона не прослеживается причинно-следственная связь между терминами «акклиматизация» и «интродукция». Фактически, происходит подмена понятия «интродукция» более широким «акклиматизация». Необходимо особо отметить, что термин «интродукция» характерен для одной особи либо группы, в то время как термин «акклиматизация» - популяционная характеристика.

2. В статье 1 пункт 3 «Бедственное положение диких животных».

Действующая редакция:

«Бедственное положение диких животных – переправа диких животных через воду и по скользкому льду, нахождение их в очагах пожаров, наводнений, засух, при гололеде, отравлении, заморах в водных объектах, истощении от недостатка кормов и в ином подобном положении.».

Предлагаемая редакция:

«Бедственное положение диких животных – переправа диких животных через воду и по скользкому льду, нахождение ихвне естественной среды обитания, а также в очагах пожаров, наводнений, засух, при гололеде, отравлении, заморах в водных объектах, истощении от недостатка кормов и в ином подобном положении.».

Обоснование: подобная редакция позволит уполномоченным государственным органам и организациям оперативно и эффективно реагировать на угрозы гибели диких животных, в том числе на территории населенных пунктов. Например, в г. Минске регулярно фиксируются случаи захода диких животных (в том числе нормированных видов). В настоящее время оказание помощи таким животным должно рассматриваться как незаконная охота на территории населенного пункта.

3. Статью 7 Закона «Принципы охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания» после абзаца шестого дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«оказания помощи диким животным, находящимся в бедственном положении;».

Абзацы седьмой – тринадцатый считать соответственно восьмым-четырнадцатым.

Обоснование: оказание помощи диким животным в бедственном положении позволит реализовать принципы гуманного отношения к диким животным, сохранить генетическое и фенотипическое разнообразие популяций животных и приведет к устойчивому развитию природной среды Беларуси. В дальнейшем, реализация данного абзаца позволит выстроить эффективную систему нормативных правовых актов, направленных на оказание помощи диким животным.

4. Статью 11 Закона «Компетенция Минприроды» дополнить подпунктом 1.5.1 следующего содержания:

«принимает решение об объявлении находящимися в бедственном положении популяций диких животных, или их частей и (или) на определенных территориях;».

Обоснование: предоставление Минприроды подобных полномочий позволит принимать эффективные меры по оказанию помощи диким животным, сконцентрировать работу государственных органов и организаций, повысит эффективность организационно-практических мер, направленных на предупреждение бедственного положения диких животных.

5. Статью 13 «Участие граждан, общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления в осуществлении государственного регулирования и управления в области охраны и использования животного мира» дополнить подпунктом 3.3 следующего содержания:

«3.3. вносят предложения государственным органам, уполномоченным в области охраны и использования животного мира, об установлении ограничений и запретов на пользование объектами животного мира.».

Обоснование: введение в действие части 3.3 позволит общественным объединениям и гражданам эффективно принимать участие в экологически значимых решениях.

6. В статье 19 пункт 3.5 Закона «Регулирование распространения и численности диких животных».

Действующая редакция:

«разрушения в период с 16 октября по 15 апреля гнезд птиц, расположенных на насаждениях в населенных пунктах, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строениях и сооружениях;».

Предлагаемая редакция:

«разрушения в период с 15 августа по 15 февраля гнезд птиц, расположенных на насаждениях в населенных пунктах, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строениях и сооружениях;».

Обоснование: смещение установленных сроков позволит сохранить места обитания для рано гнездящихся видов птиц, повысит эффективность работы коммунальных служб по регулированию распространения и численности врановых птиц.

7. В статье 21 Закона «Воспроизводство диких животных».

Действующая редакция:

«3. Искусственное воспроизводство диких животных обеспечивается:

3.1. вселением (включая расселение), интродукцией, реинтродукцией, акклиматизацией, скрещиванием диких животных;».

Предлагаемая редакция:

«3.1. вселением (включая расселение), интродукцией, реинтродукцией, акклиматизацией, скрещиванием диких животных,за исключением межвидового скрещивания;».

Обоснование: формирование межвидовых гибридов является нежелательным, поскольку не достаточно изучено их дальнейшее поведение в естественных условиях. Формирование межвидовых гибридов в дальнейшем приведет к вытеснению и исчезновению аборигенных видов и сообществ.

Ждем ваших предложений и обсуждения наших предложений. 

Тимофей Пико, сотрудник АПБ

Comments

С исправлениями:

Обоснование: в действующей редакции Закона не прослеживается причинно-следственная связь между терминами «акклиматизация» и «интродукция». Фактически, происходит дублирование понятия «интродукция» словом «акклиматизация». Необходимо отметить, что термин «интродукция» описывает деятельность человека, в то время как термин «акклиматизация» - это процесс, происходящий с интродуцированными видами.

Вот подкорректированные, сокращенные определения из Интернет-словарей:

Акклиматизация - приспособление организмов к новым условиям существования после интродукции.

АККЛИМАТИЗА́ЦИЯ  Приспособление видов к новым климатическим и другим жизненным условиям.

Предлагаемая редакция:

«Бедственное положение диких животных – переправа диких животных через воду и по скользкому льду, нахождение их вне естественной среды обитания, а также в очагах пожаров, наводнений, засух, при гололеде, загрязнении, отравлении, заморах в водных объектах, сильных холодах, истощении от недостатка кормов и в ином подобном положении.»

Почему переправа через воду – это бедственное положение? Про наводнение отдельно написано. Загрязнение, например, нефтепродуктами делает птиц очень уязвимыми.

Обоснование: смещение установленных сроков позволит предотвратить уничтожение жилых гнезд рано гнездящихся охраняемых видов птиц, повысит эффективность работы коммунальных служб по регулированию распространения и численности врановых птиц.

Действующая редакция:

«3. Искусственное воспроизводство диких животных обеспечивается:

3.1. вселением (включая расселение), интродукцией, реинтродукцией, акклиматизацией, скрещиванием диких животных;».

Предлагаемая редакция:

«3.1. вселением (включая расселение), биотехнией, реинтродукцией, скрещиванием диких животных,за исключением межвидового скрещивания;».

Интродукция новых видов - это угроза популяциям аборигенных видов, а не один из способов воспроизводства.

Словарь БЭС:  ВОСПРОИЗВОДСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - естественный (регулируемый и нерегулируемыйи искусственный процесс приращения запасов природных ресурсоввосстановление качественных их характеристикВключает такие видыкак рекультивация и мелиорация земельагротехнические меры по улучшению почвлесовосстановительные работывыращивание рыбопосадочного материала,биотехнические мероприятия по сохранению и воспроизводству диких зверей и птицохрана водных ресурсов и воздушного бассейна.

Harrier - 30.01.2015 - 22:19

In reply to by AV

На жаль, няма часу і кваліфікацыі пісаць ці правіць фармулёўкі асобных артыкулаў. Але вельмі хацелася б убачыць у новым законе (а яшчэ больш - каб гэта дзейнічала на практыцы) наступныя палажэнні:

- забарона прыватнай таксідэрміі, акрамя вырабу пудзілаў паляўнічых відаў жывёл. перапіс і легалізацыя (ці не) ўсіх прыватных калекцый з таксідэрмічных вырабаў перад пачаткам дзеяння закона. 

- забарона на ўтрыманне прыватнымі асобамі ці ўстановамі любой формы ўласнасці без адпаведных індывідуальных ідэнтыфікатараў (пластыкавых кольцаў у птушак, навушных пластыкавых метак ціпа кароўіх, мікрачыпаў для больш дробных жывёл) і вядзенне адпаведнага дзяржаўнага іх рэестру для ўсіх чужародных відаў птушак і звяроў, якія або ўжо вядомыя для Беларусі як інвазійныя інтрадуцэнты, або вядомыя як такія віды для іншых краін Еўропы ці адпаведнага нам кліматычнага поясу.

- адказнасць за выпуск у прыроду любых відаў-інтрадуцэнтаў (спецыяльна ці па недагляду).