"МОПЕД"

14.03.2018 - 12:43 | Iouri

В те не столь уж и далекие времена, когда Красноборский туристический комплекс в невеликой деревушке Доброплесы еще только строился, на другой берег пограничной реки Свольна (имеется в виду граница Россонского и Верхнедвинского районов) можно было перебраться только пешком или, в крайнем случае, на мопеде или мотоцикле.  

Повидавший виды деревянный мост выглядел старым, но не ветхим. Во всяком случае, не настолько, чтобы объяснить отсутствие ближайшего к берегу бревенчатого пролета.  Наверное, злую шутку с ним сыграла буйная весенняя река, подмыв песчаный берег, что, видимо, и вызвало частичное обрушение.   Лишь наскоро сколоченная узкая кладка соединяла берег с оставшимся строением моста.

Старый мост

Лес по ту сторону реки казался совершенно диким и манил безлюдьем. Само печальное состояние моста подсказывало, что мы стоим на пороге Великой тишины, не нарушаемой нескромными человеческими голосами. Тишины, растворенной среди множества старых дуплистых деревьев, сгустившейся в черничных низинках и в блюдцах лесных озер.  На минутку мы замерли перед незримой границей другого, столь желанного мира, проникшись важностью мгновения, а затем тихо скользнули в благосклонно принявший нас лес.  

Дикие берега Свольны

Время от времени заброшенные тропки выходили из густой тени на светлые полянки по берегам реки. И тогда тишину внезапно разрывал угрожающий гул полчищ слепней. Озверевшие от нестерпимой жары и духоты кровопийцы срывались с верхушек высокой травы и атаковали яростно и безрассудно. Лишь быстрое бегство в спасительную тень леса заставляло свирепых насекомых отступить.

Отчаявшись найти райское место у реки, мы решили заглянуть на небольшое лесное озеро Стрешно.

Идти было недалеко, но отсутствие тропы и жара отняли последние силы. Вершина очередного невысокого холма сулила надежду, которую подкрепляла нестерпимое желание погрузиться в прохладный водоем. Но немало еще холмов пришлось одолеть, пока среди медных сосен наконец засинела долгожданная вода.

Засинела вода

Рюкзаки полетели на землю, и благодатная влага смыла едкий пот. Вода! Немыслимое блаженство! Сокровище, цену которого знает только путник, познавший великую жару.

В голове слегка прояснилось, и глаза с восхищением отдались очарованию глухого озера.

Берега окаймляла негустая и неширокая полоса осоки с примесью тростника. И самое замечательное было то, что чуть глубже тянулось ожерелье из белых лилий. В основном цветы располагались редко, но с левой стороны холма образовали целую плантацию. Желтые кубышки гармонично вписывались во все это великолепие и подчеркивали благородство лилий.

озеро Стрешно

Белая лилия

В траве чмокала небольшая рыба, отлавливая зазевавшихся насекомых. А вот слепней не было, если не считать отдельных случайных особей.

Вода светлая и прозрачная. Дно, правда, вязкое - торфянистое. Да разве же это помеха купанию? Встречаются лесные озера, в которых воды и метра не будет, а под ней – бездонная толща мелкого торфа. Тут главное - влезть в воду так, чтобы не всколыхнуть всю эту муть. Поплавать поверху и так же тихонько обратно.

По бокам озера тянутся березки и заросли черники. Лепота! Ноги, да и все тело не желают больше куда-то идти. Решено! Ставим тут палатку.

И все же по старой привычке решаем обойти озеро кругом. Произвести разведку. Так, на всякий случай.  

Кто ж знал, что это как раз тот самый случай!

Мы уже почти обошли озеро наполовину, когда ухо неожиданно уловило странный рокочущий звук, доносившийся со стороны густых зарослей впереди. Было неясно, появился он только теперь или потихоньку вырос до различимого порога.

Кусты со зверем

“Вот черт! Никак мопед? Вроде уж в такую глушь зашли, и на тебе - нигде покоя нет”, - с вялым возмущением отреагировала голова. Сознание, притупленное усталостью и жарой, сопоставило звук с чем-то привычным и выдало наиболее вероятную подсказку.

Несколько шагов вперед по инерции. Рокот неожиданно стал громче. Разморенную голову вдруг прошила молния, пришедшая из глубин подсознания. Ассоциации, унаследованные от первобытных предков, всплыли в критический момент и разбудили спящее сознание современного человека. Пришедший сигнал означал: “Очнись! Опасность!”. Внутри холодной змеей пополз неприятный холодок, странный для такого жаркого дня. Слух обострился до предела. Глаза с тревогой всматривались в заросли.

Еще пару неуверенных шагов вперед. Стоп! Теперь уже явственно и отчетливо звучало громкое угрожающее рычание зверя, от которого веяло первобытным ужасом. И самое неприятное было то, что оно было направлено на нас и раздавалось из ближайших кустов.

Мне показалось, что зверь вскочил на ноги - рык стал еще громче. Сквозь густую листву ничего не просматривалось, но это лишь усиливало запоздалое чувство страха.

Хорошая порция адреналина быстро отрезвляет и мобилизует. “Только не бежать!” – это правило твердо отложилось в моей голове в результате чтения многочисленных советов тех, кто имел дело с медведем. Я не видел зверя, но ни секунды не сомневался в том, что это был именно он - хозяин этого леса. Кто еще может бросить вызов человеку и издавать такой рык?

Размышляя позднее, я пришел к выводу, что это могла быть наихудшая из возможных ситуаций: либо самка с медвежатами, либо медведь, охранявший свою добычу. Хотя не исключено, что косолапый просто отдыхал, утомленный жарой, и не хотел покидать удобное место.

Чтобы там ни было, а остановились мы как раз вовремя. Где-то перед нами пролегала незримая граница, пересечь которую означало в одночасье превратиться в злостного нарушителя частной территории со всеми вытекающими последствиями. Голова лихорадочно перебирала возможные средства обороны на случай атаки. Но все эти рекомендации не выглядели обнадеживающе перед лицом непосредственной угрозы.

На самом деле размышления не заняли и нескольких секунд. Разум опять благоразумно уступил древним инстинктам и остановился на единственно правильном решении.

Повернув голову в сторону моей спутницы, я тихо скомандовал: ”Спиной назад! Медленно отходим! Медведь!” Вид у меня видимо был достаточно красноречивый от переживаний, поэтому неудивительно, что моя реплика не была воспринята как шутка, и ее глаза внезапно сделались очень круглыми и большими. Без лишних в такой ситуации слов мы стали медленно отходить назад, впиваясь глазами в рычащие заросли и ежесекундно ожидая нападения.

Но преследования не было, а рык стих так же быстро, как и появился. Словно и не было ничего. Нашего отступления оказалось достаточным, чтобы успокоить разволновавшегося зверя. Позже, придя в себя от пережитого, я поинтересовался:

 - Ты слышала этот рокочущий звук?

- Да, я думала, что это мопед и поэтому не обращала внимания.

- Да уж, ничего себе мопед! Ну что будем делать?

- Может на речку пойдем?

Страх недолго держится, если путешествовать по лесу – дело привычное. Но оставаться здесь нам расхотелось. Опасное соседство никак не входило в наши планы.

Вообще-то я противник частной собственности на лес, реки, озера и луга – все то, что приносит мне радость бытия, и без чего я не вижу смысла существования. Но я полностью признаю и уважаю частные права полновластного Хозяина этого озера. В конце концов, это единственный известный мне лесной водоем, которым владеет косолапый. И я уверен, что безобразий в своих владениях он не допустит.

Остается добавить, что озеро по сему знаменательному случаю было переименовано нами в “Страшно”. На картах это изменение вряд ли отразится, да и не нужно. Это ведь всего лишь маленький эпизод из многовековой жизни озера. А сколько захватывающих историй могли бы мы услышать, если бы озера однажды заговорили?   

 

Юрий Емельянов.

PS. События 2011 г.

Каментары

Як цяпер кажуць- "страшна цікавая" сустрэча. І нават без фотак верыш - гэта быў мядзведзь. 

Пашанцавала і сустрэць, і без праблем адыйсці.  Дзякуй за апавяданне!

Непредвиденная и опасная встреча - Вам, Юрий,  повезло! Я, увидев след медведя на песчаной дороге (в заповеднике), шел по нему - так хотелось увидеть его и сфотографировать. Но след сворачивал с дороги, и искать в зарослях было уже опасно. Хотя знал, медведь - это непредсказуемость, и встреча может закончиться плачевно. Теперь осознал, что поступал безрассудно...