Начало здесь: НЕБЕСНЫЕ ГОРЫ. ЧАСТЬ 1.
Эоловы замки
Устье ущелья неохотно выпускает нас на долгожданный простор. Восхищенные открывшимся пейзажем, невольно останавливаемся. Необычность ощущений трудно передать словами. Арки, колонны, гроты, шпили, квадратики, напоминающие ряды окон – множество крупных и мелких архитектурных элементов, поражающих совершенством и разнообразием форм, образуют столь гармоничные ансамбли, что на ум приходят мысли об искусных античных зодчих, некогда возведших здесь сказочно красивый город.
День выдался пасмурный, но полусумрак нисколько не гасит насыщенной теплой палитры всех оттенков – от желтоватого до кирпично-красного. Необычные сооружения состоят из красноцветного песчаника – песка, сцементированного красной глиной. Красный цвет придают окислы железа, тонкой плёнкой облекающих песчаные и глинистые частицы.
Но откуда взялись эти толщи красного песчаника? Кто и зачем строил замки в этом пустынном и лишенном воды месте? Если не человек, то кто мог создать такое совершенство?
Мысленно перенесемся в те далекие времена, когда после длительного периода выветривания древнейшей складчатой системы Северного Тянь-Шаня (к нему относится Киргизский хребет), сформировавшейся в эпоху Каледонской складчатости (500–400 млн. лет назад), горы получили второе рождение. Новый этап горообразования, продолжающийся и поныне, зародился в Кайнозойскую эру, на границе палеогена и неогена вследствие столкновения обломка Гондваны - Индийской плиты, с Евразией (34 млн. лет назад). Поднятие горных вершин сопровождалось их интенсивным разрушением. Межгорные долины и котловины постепенно заполнялись рыхлыми отложениями, состоявшими из разрушенных горных пород. Но как только представилась возможность, неутомимые природные зодчие добрались до толщи красных отложений, рассекли их на части, поколдовали с формами и вот вам результат! По имеющимся данным, “строительство” шло последние 1,5–2 млн. лет. Вода и ветер – вот кто родители этого архитектурного комплекса – Иначе и не назовешь! –, поэтично названного Эоловы замки. Правда, богу ветров воздали слишком много почестей. На самом деле основную работу продела вода, а ветер уже потом пригладил угловатости, используя сдутые им же песчинки как абразив.
Ноги не чувствуют усталости, когда вокруг немыслимое количество таинственных и загадочных скульптур. На вершине холма замерла огромная черепаха. Древние стражники в защитных шлемах выстроились в ряд перед замком, приветствуя восседающую на троне королеву. Два капитана в характерных фуражках о чем-то мирно беседуют неподалеку. Питон высунул округлую голову прямо из скалы. Сказочный гномик присел отдохнуть на краю обрыва. Птичка-невеличка примостилась на камне, задорно приподняв хвостик. А то вдруг отпрянешь от высунувшейся сбоку чье-то зубастой морды – здесь точно не соскучишься! Причем каждый может увидеть в одном и том же что-то свое, особенно имея богатое воображение.
Фото "Черепаха"
Фото "Королева"
Дожди здесь редки, и даже зимой почти не бывает снега. Летом становится нестерпимо жарко, температура может достигать сорока градусов. Этому способствует расположение каньонов в котловине, окруженной высокими горами. Неудивительно, что растительность в условиях полупустынного климата очень скудная.
Но зато оригинальная!
Привлекают внимание отдельные зеленые “ежики”, припорошенные красноватым песком. Название этого растения вполне соответствует его внешнему виду – Ежовник тяншанский (Anabasis tianschanica).
По краям широкого “проспекта” – ложа сухой реки – зелени существенно больше, чем на холмах. На ее фоне ярко выделяются желто-красные цветы Караганы киргизской (Caragana kirghisorum) и чисто-желтые пышные соцветия Зопничка красивого (Phlomoides speciosa).
Фото. Зопничек красивый (Phlomoides speciosa)
Узкие небольшие каньоны интересны тем, что никогда не знаешь, что там – за ближайшей крутой излучиной, иной раз ныряющей прямо под нависшие массивные скалы. Неизвестность не только обостряет любопытство, но и привносит чувство настороженности. Глаза в такой ситуации бесполезны: всю информацию получаешь из доносящихся звуков.
Вот какой-то подозрительный шум и шорох осыпавшегося песка. Тихонько высовываю голову за поворот и … вижу, как крупная и пестро окрашенная птица с наслаждением скребет себя коготком. Другая вытянула голову и с неподдельным интересом следит за моими действиями из-за камня.
Кеклики! Мы еще не раз встретим этих замечательных каменных курочек, оглашающих округу характерными звуками, удивительно схожими по звучанию с кудахтаньем обыкновенной курицы. Первый раз, заслышав знакомые с детства крики, громко раздавшиеся в горах, мы и решили, что это одичавшие куры, сбежавшие из селения. Оказалось, что “куры” вполне себе дикие, но находящиеся в далеком родстве с домашними. Само же забавное имя «кеклик» птицы получили из-за издаваемых ими звуков «кек-кек-кек».
По камням шныряют маленькие нарядные птички: белая манишка под черным жилетиком и белая шапочка. Беспрерывно “чекают” и приветствуют, слегка приседая и покачивая хвостиком. Это, конечно, самчики каменки-плешанки. Такими белыми беретиками только они владеют. Торжественный наряд неспроста: семьи ожидают скорого появления потомства. И самочек нигде не видно - на гнездышках сидят.
Продолжение тут:
- Увайдзіце ці зарэгіструйцеся каб пакідаць каментары.
Каментары
Harrier - 03.06.2020 - 22:49
Фантастычна прыгожае месца…
Фантастычна прыгожае месца. Але не толькі самі чырванаватыя з зялёным горы, але і расліны, і птушкі.
Дзякуй!
Iouri - 04.06.2020 - 16:12
In reply to Фантастычна прыгожае месца… by Harrier
Адчуваеш сябе там як на…
Адчуваеш сябе там як на Марсе, наколькі гэта параўнанне дакладнае без сапраўднага падарожжа туды :)
pva - 04.06.2020 - 18:10
Няма лепшага архітэктара,…
Няма лепшага архітэктара, чым прырода! Выдатныя краявіды. Так, даследчыкі высветлілі, што НАСА ўсе фатаграфіі з Марса афарбоўваюць у аранжавай-чырвоны колер, а потым вылаживают для прагляду ...Паверхня Марса можа быць падобная на паверхню нашай планеты - абавязкова даведаемся, вядома, пазней ..
Iouri - 05.06.2020 - 14:58
In reply to Няма лепшага архітэктара,… by pva
Дзякуй, Уладзiмiр за…
Дзякуй, Уладзiмiр за каментар!