Indian travel. Part 8. Crazy Varanasi and owls in Sarnath

12.04.2010 - 14:55 | biot

Varanasi., разрекламированный нам как лучшее место для расслабления и отдыха, встретил дикими рикшами и таксистами. Один водитель проходил за нами целый час, пока мы резервировали билеты на другой переезд. После он согласился на 20 

Rs за то, что перевезет нас до реки. Когда дело дошло до самой поездки и все наши рюкзаки лежали в машине, он попросил 80 Rs, иначе не повезет. Ну и не надо! Таких как он в городе сотни, мы просто нашли водителя за похожую цену. К самом у Гангу, священнейшей реке Индии, проезд машин закрыт, и примерно километр нужно идти по узеньким улочкам, которые могут поворачивать в любом направлении и их могут перегораживать толстые, абсолютно бестолковые коров. Без нити Ариадны здесь могут ходить только местные. Велорикша, которого мы взяли, чтобы он довез нас до определенного гата (гат – место, где проводятся утренние омовения и ритуальные сожжения трупов), долго кружил по городу, останавливался и спрашивал у других рикшей. В итоге завез нас обратно и попросил цену в два раза больше, чем мы договорились, чем сильно нас разозлил. Вместо договоренных 15 

Rs он получил только 5 Rs. А мы пешком дошли до реки, спрашивая на каждом повороте, где же Ganga.

В Varanasi обитали майны другого вида, полностью серые, с оранжевой маской – Acridotheres fuscus. Они прятались в отверстия в стенах. Там же были попугаи Psittacula krameri. В одной нише сидели местные сычики Athene brama. На пляже, заканчивающемся лестницей в воды Ганга, прогуливались черно-белые трясогузки Motacilla maderaspatensis.

Во время первой прогулки мы осмотрели несколько гатов, позавтракали в ресторанчике с видом на реку и узнали цены на лодки. Здесь же мы познакомились с девушкой из Китая, которая не умела торговаться и сеяла деньгами направо и налево. А денег у нее, похоже, куры Gallus gallus не клевали. У нее, как и у наших друзей-корейцев, не было цели пребывания в Индии. Она просто выбралась в другую страну. Нам, беларусам, похоже, такого не понять еще. Несколько раз проходили мимо стены с нишами, в одной из которых сидели два сыча. Совы несколько активизировались к вечеру и с любопытством посматривали на майн, и безразлично – на людей.

С приходом сумерек запылали погребальные костры. В каждом гате за день могут сжигать около 50 трупов, а в самых больших до 150. Костры собираются из толстых поленьев и представляют прямоугольную «лежанку». На нее кладут труп, обернутый в белую простыню, и прикрывают его еще несколькими поленьями. Обряд сожжения проводят лысые, с маленьким пучком волос на затылке, монахи. Подойти к костру можно практически вплотную, даже жар чувствуется. После того, как сгорают покровы трупа, можно увидеть его ноги и голову, торчащие из костра. Когда ноги перегорают, их бамбуковой тростью направляют в огонь.

Местом для наблюдения за трупосожжением мы выбрали маленькую беседку выше гата, в которой под потолком жила колония стрижей Apus affinis. Стрижи не страшась влетали под купол беседки с пронзительным визгом и «застревали» в большой куче, слепленной из глины, песка и слюны птиц. Это было отличное место, чтобы смотреть на то, как сгорают тела, совсем еще недавно дышавшие воздухом, который вдыхали мы.

Есть несколько различий в акте сожжения умерших. Люди, умершие своей смертью сжигаются в иных местах, чем погибшие в аварии, от несчастного случая и т.д. Бездомных и бедных сжигают в крематориях. Стоимость ритуального сожжения  - около 100 USD, что очень много по индийским меркам. У тех же людей, у кого денег не много, но они не хотят, чтобы их родственник был сожжен в крематории, есть возможность отвезти труп на противоположный берег реки и там провести ритуал. Вот только обычно дров на другом берегу бывает меньше, и, по рассказам русских, которых мы встретили чуть позже, там можно найти много человеческих костей и даже целых черепов.

В это же время в соседнем гате происходило феерическое традиционное представление под звон колокольчиков и звучание музыки. Здесь собираются тысячи туристов, чтобы посмотреть на него. Сотни лодок толкают друг друга, маленькие девочки перескакивают с лодки на лодку, держа в руках поднос со свечками, задекорированными цветами. Так называемые «лотосы» можно запустить по реке. Завораживает, умиляет, стоит всего 10 Rs. Смысл шоу – толи разбудить какого-то бога, толи наоборот, отправить его поспать, не разобрался.

Когда представление закончилось, на набережную стали слетаться цапли-кваквы Nicticorax nicticorax. Они смело садились на лодки, передвигались по веревкам, которыми были связаны лодки. Я наблюдал, как одна кваква поймала рыбину, сидя на веревке, косо спускающейся к воде. В Беларуси мне доводилось видеть квакв лишь однажды в пойме Припяти недалеко от колонии в устье Лани, и понаблюдать за их поведением было моей маленькой мечтой. Ну вот, она осуществилась.

Ночью на балкон нашего номера спустились около 3-х десятков макак. Умилительную сцену – дремлющую маму и малыша – можно было наблюдать в 2-х метрах от двери, ведущей в номер. Окна и двери на ночь плотно закрываются – от проникновения макак и дыма погребальных костров.

День 18

Утром от макак осталось много как J Балкон превратился в минное поле, и я закрыл его «на совсем».

Прокатиться на лодочке по Гангу в утренние часы и посмотреть ритуальные омовения индусов в реке, куда стекает канализация города и где развеивается прах умерших, - не тот ли релакс, который нам обещают в отчетах туристы и путешественники в Varanasi? Если да, то все они просто сошли сума от Индии. Как-никак, но релаксом это назвать нельзя. Это просто интересно, забавно, поучительно. А еще про это писали в книжках по Истории и Географии, и теперь вот посмотреть воочию было интересно.

Перед нами принесли труп ребенка, обернутого, как и подобает, в цветные тряпки с блестками. Неподалеку молились, намыливались, стирали, купались, чистили зубы, обливались и пели индусы. Проплывая вдоль набережной, постоянно с сосредоточенностью смотришь на людей, потому что нет строгого ритуала приветствия утра, каждый благодарит бога по-своему. Это религия поистине мировая, потому что тысячи индусов выходят на берег Ганга, сплоченные одной верой. Обряд омовения называется у них «пуджа».

Меня отвлек от обрядов крупный солок, что летел прямо на нас. Когда я расчехлил бинокль, он был уже повернут хвостом. Нового вида не произошло. По картам здесь с одинаковой вероятностью могут встречаться сапсаны и балобаны.

После завтрака на автобусе поехали в город Sarnath, что в 40 км от VaranasiВ Sarnath находится известная капитоль императора Ашоки, датируемая 3 в. до н.э., которая стала гербом Индии. На ней 4 льва, смотрящие в разные стороны, сидящие на колесе.

Император Ашока известен в мире как один из самых справедливых и праведных властителей. В юности своего правления он пошел войском на государство, занимавшее в то время территорию от Калькутты до Мадраса. На одном поле была сеча, и он увидел тысячу мертвых солдат. Это его так впечатлило, что он до конца дней отказался от войны и стал буддистом. Не смотря на это, он поощрял и другие религии, считая их правильным путем своего народа.

По местной легенде, в Sarnath Будда произнес свою первую проповедь. Здесь же стоит большая шарообразная ступа. Буддисты приезжают сюда, чтобы налепить золотую пленочку на храм и обойти его по часовой стрелке. Бедные и попрошайки протягивают руки, чтобы получить мелочь через решетку забора. Как и многие другие интересные с исторической точки зрения места, в Sarnath ступа и развалины окружены приятным глазу парком. Встречались здесь пальмовые белочки, коричневые «каменки» Cercomela fusca, много китайских горлиц. Попугаи Крамера становятся привычными, и на них внимание обращаю меньше.

Совсем не могу вспомнить, как и почему, но мое внимание вдруг сосредоточилось на пальме над дорогой. На листьях около ствола, плотно прижавшись друг к другу, с любопытством посматривали вниз 2 сычика Glaucidium radiatum, размером со скворца. С тонкими поперечными «штрижками» на груди и спине, с ясными желтыми глазами, сычики смотрелись мило. Я быстро отыскал их в определителе. Оказалось, это были родственные нашему воробьиному сычу совы.

В это же время запел с верхушки дерева в 20 м еще какой-то новый мне вид. Им оказалась бородатка Megalaimazeylanica.

К вечеру вернулись в Varanasiпосмотрели город в сумерках. В сумерках он не меньше сумасшедший, чем днем.

Ночное представление мы благополучно пропустили. А прогулка по сумасшедшему городу и шопинг стали удачным его заменой. Правда, в одном интернет-кафе нас пытались надуть и взять в два раза дорого. Я только вздохнул, уже привыкший и слегка уставший от постоянства индусов, и в сотый раз принялся отстаивать свои деньги. Две трети мне вернули.

 

***

В следующий раз мы окажемся в удивительном и красивом месте Kujarahoвсемирно известном объекте ЮНЕСКО, популярном среди туристов своим эротизмом.

 

Каментары

Меня впечатлила история про макак. С одной стороны жутко интересно, а с другой - жутко неудобно) Целая национальная катастрофа) Может не будем пустельгу в город привлекать, а то и себе какую-нибудь беду накличем? :)))

Палякі ды іншыя эўрапейцы маюць не толькі пустальгу ў гарадах, але і іншых птушак ды сокалаў і не мучаюцца. Таму і нам чаго баяцца?

Мяне амаль штодзень што-небудзь здзіўляе  - галоўнае, не пераносіць гэта на сябе:)

(А то замест сапраўдных праблем прыйдзеца змагацца з ўяўнымі.)

Калі трансляцыя з Брэста пачнецца?

biot1 (госць) - 18.04.2010 - 22:27

In reply to by aistok (госць)

Нет, не коричневоголовые. Были только наши обычные озерные чайки. Мне казалось несколько раз, что я наблюдал коричневоголовых, но уверенности не было полной. В моем списке такого вида нет.(((