День 5.
На следующий день с самого утра была экскурсия в храм (тэмпл) в Tiruvannamalai. Услугами гидов мы пользоваться не собирались, поэтому быстро обходили стороной всех интересующихся нами и предлагающих свои услуги. В храме все ходят босиком, дабы показать покорность и уважение каким-то богам. Эта же участь должна постигнуть и всякого туриста, не зависимо от цвета кожи и вероисповедания.
Мы незаметно сняли обувь еще до входа в храм и спрятали ее в мой рюкзак. Босиком было идти прикольно, я боялся только не вступить в какую-нибудь свежеиспеченную коровью лепешку, ведь взгляд блуждал вокруг, а не был устремлен под ноги. На КПП в храм нас проверили, сумки с особенной тщательностью. Меня вернули с обувью назад. Пришлось давать какому-то индийскому парнишке 20 Rs, чтобы тот посторожил обувь.
В храме водилось полно обезьян и кругом летали попугаи Крамера. Внутри территории храма красноносый зимородок что-то пытался выловить в неглубоком бассейне. Писком «белонадхвостных» стрижей было наполнено небо. С пальмы на пальму перелетала бенгальская сизоворонка. Вездесущие черные коршуны уже не привлекают внимание.
За монетку и индийский слон с разукрашенными ушами и лбом благословляет тебя, дотронувшись хоботом до головы.
Внутренняя часть сооружения разделена на две части: первую - общую и более тайную, где стоят статуэтки индуистских богов. Во второй части просят не фотографировать и не снимать видео. Постоянный мрак создает приятную прохладу, но ходить лучше в носках, а не босиком, иначе можно отморозить пальцы.
Обходить зал нужно в строгой последовательности – по часовой стрелке. Индусы перед изваяниями богов скрещивали руки на груди или над головой, кланялись и шевелили губами какие-то молитвы. Некоторые становились на колени и касались лбом пола.
Большой широкий коридор проходил мимо статуэток «мужских начал» и «женских начал» - линга и ёни, представляющих возвышающийся продолговатый столбик и чашу с узким концом.
Вообще сложно было понять весь символизм каждой из статуй, потому что иногда индийские божества выглядели совсем непонятно, с одним глазом, без головы, какие-то неоформленные, словно растаявшее желе, массы. Но он точно был, и по поведению местных жителей это можно было уловить. Возле каждой статуэтки свой ритуал, своя молитва…
В это же время монахи тэмпла были заняты подготовкой церемонии бракосочетания. В широких полуоткрытых одеждах, напоминающих полотенца, монахи разрисовывали камни порошком, украшали помещение гирляндами из цветов, раскладывали в определенном порядке фрукты и другие продукты. Чуть позже в зал были внесены статуэтки мужчины и женщины, которых нарядили в широкие одежды, переливающие разными цветами и выглядящими дорогими. Пришедшие гости должны были три раза обойти храм по часовой стрелке. Каждый обход составлял что-то около километра, и вереница гостей нескончаемым потоком опять и опять проходила мимо нас.
Грузная женщина от усталости оперлась об гранитную плиту. К ней тут же подбежали монахи и предложили стул, куда она сразу же и уселась.
Под барабанную музыку и флейтовые переливы совершалось продолжение обряда, но посмотреть на него мы уже не могли. Мы уезжали в Chennai.
День 6.
В Chennai добирались на автобусе. Хотели сразу же купить билеты на наш следующий поезд. Билетов на поезд уже не было, и пришлось идти снимать отель и ждать утра. Наутро в кассах бронирования смогли купить только билеты на 23.40.
Целый день занимались шопингом. Город особо не впечатлил. На птиц было смотреть негде.
Вечером уехали в Bhubanesvar.
День 7.
Сутки пути в поезде, в вагоне АС-2 класса переместили нас довольно сильно на север. По температуре это было мало заметно, но теперь мы были совсем в другом штате. В километрах 200 от места нашего пребывания, в небольшом городке Джамшедпур родился в свое время Джеральд Даррелл. К сожалению, я узнал про это только тогда, когда вернулся назад в Беларусь. А так бы обязательно посетил этот город.
В гостинице обслуживающий персонал прямо перед нами в номере травил тараканов и не скрывая вынес прибор для этого, воняющий дихлофосом или чем-то похожим. Другой индус при нас попшикал сладкой водичкой вокруг, после чего нам разрешили войти в свой номер. Я сразу же открыл настежь окно и включил вентилятор.
Нам предложили чай или кофе на выбор. Мы поинтересовались, какое кофе есть в наличии. Нас спросили, а какой мы бы хотели. Сказали, что хотим «латэ». «Латэ» нету, есть только черный растворимый Нескафе». А зачем тогда было спрашивать, какой я хочу?.. Сервис… Нет слов…
Зато в одном ресторанчике, дорогом по здешним меркам, не оказалось папайи для fresh-сока. Нам предложили подождать, пока кто-нибудь из обслуги сбегает и купит папайю на рынке. Сервис на высоте!
День 8.
Утром собрали вещи и ушли на автовокзал, чтобы уехать в Puri – небольшой городишко на берегу океана. Все переезды чреваты потерей времени, но делать нечего, приходится жертвовать ради приключений. Доброжелательные индусы нас чуть было не запихнули в другой автобус, идущий неизвестно куда, но мы быстро опомнились и вытащили свои рюкзаки.
В Puri мы задерживаться не собирались. Но это было отличное место сгрузить рюкзаки и поездить по округе.
Хотя… И само Puri было интересным. Находясь на берегу океана, городок разросся в длину и был сильно вытянут. Рыбацкая деревня одновременно и пугала, и манила посмотреть «экзотику». Стаи ворон и коршунов над свалками среди пляжа и деревни – вполне нормальный (и даже становящийся привычным) пейзаж. Домишки все маленькие, с низким входом (с моим ростом нужно нагнуться, чтобы войти). Крыши из рисового сена или пальмовых листьев. Улочки узкие, сильно изогнутые и виляют вокруг домов, словно ползущая змея. Несмотря на бедность жилищ и отвратительный запах, исходящий от разлагающегося мусора и рыбы, жители деревни очень приветливы, приглашают войти в их дом. Детям нравиться фотографироваться. Скоро вокруг тебя собирается целая толпа детворы, а чуть погодя и толпа взрослых (обычно, по поведению, любопытству и вопросам они мало отличаются от детей).
Один рыбак пригласил нас назавтра к себе в дом попробовать see-food (рыбу и крабов), которую они приготовят за 20 USD. Как и везде в Индии, торг уместен и даже необходим, если только ты не хочешь заплатить втридорого, чем в ресторане. Легко можно было цену сбивать наполовину, а дальше как получится. Мы не располагали временем завтра, поэтому выслушав историю проблемности обучения детей в Индии, бедности и того, как какой-то русский расплатился с ним горстью российских монет, которые нигде нельзя обменять, мы ушли.
Пляж был очень грязным, справлять нужду жители деревни ходили за лодки, а прибоем все уносило в океан. На песке валялась (или сушилась?) некрупная блестящая рыба, которую паковали в громадные мешки. Такую рыбу можно было видеть на рынке и в лавках. Я ее не заказывал.
Рыбак из деревни уговаривал меня купить марихуану самого высокого качества, как он говорил. Когда же показывал ее, оборачиваясь постоянно, не смотрит ли кто, это оказались какие-то пересушенные полуразвалившиеся листья, которые совсем не пахли. Увидев мое неодобрение, он сразу же скинул цену в 5 раз, но товар так и остался ждать своего одураченного туриста.
Обедали и ужинали в припляжном ресторанчике. Еда была относительно недорогая. Я постоянно отвлекался на горлиц, по всей видимости это были китайские горлицы Streptopelia chinnensis, но без затылочного пятна, чем меня и смущали. Горлицы лазили по крышам из рисового сена едальных беседок.
В кустах каких-то хвойных, типа мягкого можжевельника, прятался сорокопут Lanius cristatus. Размером с жулана, с коричневой головой и черной маской. Довольно неприметный и постоянно прячется внутрь кустов. Наблюдать открыто можно было его на расстоянии.
Из окна моего номера можно было слышать песню черно-желтой нектарницы, сильно напоминающую песню пеночки-веснички, черноголовых бюльбюлей и, вероятно, сотни еще неопределенных мною птиц. Майны и Sturnus contra были везде и уже не удивляли. Про ворон и говорить нечего. Эти были везде, причем оба вида.
Вечером на стены вылазили гекконы. Они попискивали, когда кто-то проходил мимо, но также пищали и просто так. Возможно, это форма их общения. Один геккон залез под стеклянный плафон фонаря нашей гостиницы и там ловил насекомых. Умилительно наблюдать за ними, неподвижными и одновременно стремительными. Одного геккона я обнаружил у нас в номере, но когда стал пробовать ловить, он вдруг испарился так внезапно, что я и не заметил куда.
Пребывание в стране вызывало все больше различных эмоций, и я стал понимать, что Индия начинает мне нравится, черт возьми!..
- Увайдзіце ці зарэгіструйцеся каб пакідаць каментары.
Каментары
AV - 29.03.2010 - 23:38
какая она разная, Индия.
какая она разная, Индия.
Harrier - 30.03.2010 - 00:17
In reply to какая она разная, Индия. by AV
Храмы і для людзей, і для
Храмы і для людзей, і для жывёл - вось што мне спадабалася найбольш! Нашы касьцёлы пачынаюць да гэтага набліжацца.
aistok - 30.03.2010 - 09:03
In reply to Храмы і для людзей, і для by Harrier
Жаль нет прошлых снимков, там
Жаль нет прошлых снимков, там мы обсуждали сорокопута, что-то там вызывало сомнения, уже точно и не помню.
admin - 30.03.2010 - 09:55
In reply to Жаль нет прошлых снимков, там by aistok
Усе назіранне зноў даступны
Усе назіранне зноў даступны на сайце.
biot - 30.03.2010 - 17:32
In reply to Усе назіранне зноў даступны by admin
Друзья мои! Когда я пересылал
Друзья мои! Когда я пересылал фотогрфии и свои отчеты Диме и Евгену, фотографии некоторые были вставлены "не по теме", т.к. не терпелось поделиться наблюдением, но отчет еще не был написан. Так произошло и с сорокопутом, которого вы все так живо обсуждали. Я его наблюдал в окрестностях города Куджарахо (отчет будет еще впереди).
Сорокопута же, о котором написано в этом блоке, я определил досконально, латынь можете его увидеть выше. Тот же сорокопут, что был на фото на сайте, это другой вид.
Сейчас я стараюсь как-то систематизировать свои отчеты, и добавляю только те фотографии, которые были сделаны в конкретном месте.
aistok - 30.03.2010 - 22:07
In reply to Друзья мои! Когда я пересылал by biot
Все, тогда понятно. А Lanius
Все, тогда понятно. А Lanius cristatus - это сибирский жулан, обитает и в России.