ДИНАМИКА СУТОЧНЫХ МИГРАЦИЙ ВРАНОВЫХ ГОРОДА МИНСКА В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Изучена динамика суточных миграций врановых города Минска в осенне-зимний период.



Хандогий Д.А.


Врановые птицы играют существенную роль в функционировании антропогенных экосистем и имеют важное хозяйственное, санитарно-эпидемиологическое значение для человека [1]. Как потребители органических отходов и регуляторы численности вредителей агроценозов врановые птицы приносят пользу [2]. В то же время их массовые скопления вызывают среди птиц эпизоотии, в том числе опасные для человека [3]. Массовые скопления птиц на аэродромах создают угрозу безопасности полетов и ведут к авариям [4]. Изучение экологии врановых птиц важно и для прогнозирования последствий экологических изменений в экосистемах. Они могут выступать в качестве показателя состояния окружающей среды.


Одним из актуальных направлений исследования врановых является изучение миграций суточных и сезонных. В не гнездовое время у синантропных врановых как правило формируются совместные ночевки.  
Суточные миграции были предметом специальных исследований в Прибалтике [5], в Северном Казахстане [6], на протяжении более 30 лет в Москве [7] и др.


Исследования проводились на территории города Минска в сентябре-феврале 2008-2012 гг. Основной задачей было изучение динамики суточных миграций врановых на территории города в осенне-зимний период.


Наблюдения велись из семи различных точек. Три наблюдательных пункта находились на периферии города по направлению к трем основным полигонам твердо-бытовых отходов (ТБО). Остальные в центральной части города. Выбор именно этих мест был обусловлен близостью к ним основных пролетных путей стай врановых.
В послегнездовой период, примерно до октября месяца, совместные ночевки весьма малочисленны, их местонахождение постоянно меняется. Птицы кормятся в основном на полях, примыкающих к МКАД.

Формируются временные крупные ночевки в парках и скверах города, на крышах высоких зданий города. В скоплениях подавляющее большинство составляют мигрирующие грачи и галки.


В ноябре суточные миграции становятся более направленными и массовыми. Идет интенсивный пролет грачей и галок, начало пролета серой вороны. Птицы кормятся на полях и на трех основных полигонах твердо-бытовых отходов. В скоплениях подавляющее большинство по-прежнему составляют грачи и галки.


В декабре-январе устанавливается снежный покров и отрицательные температуры. В этот период полигоны бытовых отходов являются основным источником кормовых ресурсов для мобильной группировки врановых птиц города: Прудище – около 5-7 тыс. особей, Северный – 15-35 тыс. особей, Тростенецкий – 2-3 тыс особей. Врановые концентрируются на ночевки в парки, а во время сильных похолоданий – в скверы жилых микрорайонов города и административных зданий (БГПУ) центра города. Уменьшается доля грачей и галок, увеличивается доля серых ворон.


Начало весенней миграции врановых птиц идет в  конце февраля, марте месяце. В это время года идет активное оттаивание полей, расформирование крупных ночевок в центре города.


Установлено, что время суточных миграций сдвигается вслед за изменением долготы дня. Утренний пролет начинается за 50-55 минут до рассвета и по времени он не так продолжителен, как вечерний. Так, миграция врановых на ТБО «Северный» 15 января 2012 г. началась в 9.15 и полностью была завершена к 10.00.

Массовый пролет врановых осуществлялся с 9.25 по 9.45. Вечерний пролет был довольно продолжительным – с 15.30 по 17.00. Сначала поднимаются отдельные особи (чаще серые вороны), затем стайки из нескольких птиц, а вскоре и вся стая. На некотором расстоянии от ночевки происходит дробление на группы, каждая из которых откочевывает в определенном направлении.


По мнению орнитологов Европы, главным фактором, побуждающим к началу дневной активности, является свет [8, 9], в то время как её длительность определяется эндогенными факторами особей. Также на дневную активность птиц оказывает температура воздуха [8] и облачность [10], что и подтверждается нашими данными.


В ходе исследований были отслежены основные потоки миграций. В пределах города протяженность пролетных путей в основном составляет от 3 до 5 км. Птицы, мигрирующие в район полей и свалок, преодолевают от 6 до 9 км. При этом на контрольных точках наблюдения отмечались волнообразные миграции мелких группировок врановых и сбор в местах кормежки численностью до 15 000 – 35 000 особей (полигон Северный).


В зимний период при ухудшении погодных условий птицы оставались недалеко от мест ночевок. Данные наших наблюдений подтверждают вывод о том, что, не участвуя в суточных перелетах, птицы легче переносят неблагоприятные периоды, так как в урбанизированном ландшафте им легче отыскать корм [11].
В ходе отслеживания основных направлений пролетов и точек концентраций врановых было выяснено, что основным местом крупных ночевок (от 500 до 5-7 тыс. особей) являются парки: парк Дружбы народов, им. М.Горького, 50-летия Великого Октября, а также военное кладбище (ул. Козлова) и сквер завода колесных тягачей (пр-т Партизанский).


Таким образом, суточные миграции врановых птиц в после гнездовой период коррелируют с длиной светового дня, температурой воздуха, погодными условиями и фенологическими изменениями древесных насаждений города. Численность же мигрирующих стай врановых к основным полигонам города зависит от широкого набора их пищевых объектов. Довольно широкий спектр кормов в тот или иной сезон года предотвращает пищевую конкуренцию и между видами и внутри популяций каждого из них.   

Список литературы
1.    Гладков, Н.А. Животные культурных ландшафтов / Н.А. Гладков, А.К. Рустамов. – Москва: Мысль, 1975. – 222 с.
2.    Лэк, Д. Численность животных и её регуляция в природе / Д. Лэк: перевод с англ. Б.Н. Сидоровой. – Москва, 1957. – 404 с.
3.    Львов, Д.К. Миграции птиц и перенос возбудителей инфекции / Д.К. Львов, В.Д. Ильичев. – Москва: Наука, 1979. – 270 с.
4.    Хандогий Д.А. Авиационно-орнитологические проблемы в аэропортах Минского мегаполиса / Д.А. Хандогий // Антропогенная динамика ландшафтов: сб. статей IV Респуб. науч.-практ. конф. – Минск, 2008. – С. 15–16.
5.    Бергманис, Ю. Миграции и сезонные перемещения птиц Литвы по данным кольцевания / Ю. Бергманис // V Прибал. орнит. конф.: тез. докл. – Тарту, 1963. – С. 8–10.
6.    Сметана, Н.М. Экология врановых птиц Наурзумского заповедника и их роль в лесных биоценозах / Н.М. Сметана: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. биол. наук. – Кишинев, 1979. – 19 с.
7.    Константинов, В.М. Зимующие популяции и суточные миграции врановых в растущем мегаполисе на примере Москвы / В.М. Константинов, Р.А. Захаров, И.Г. Лебедев // Экология и распространение врановых птиц России и сопредельных государств: Мат-лы V конф. орнит. стран СНГ. – Ставрополь, 1999. – С. 105–106.
8.    Dedek, H. Begin und Ende der taglichen Aktivitat der Nebelkrahe (Corvus corone corninix L.) in Rothenburg / Oberlausitz / Н. Dedek // Abh. Und Ber. Naturkundemus. Gorlitz. – 1978. – V. 52. – N. 1–16.
9.    Sterbetz, J. The food basis of rooks (Corvus frugilegus L. 1758), wintering in the nature reserve at martely and sasen / J. Sterbetz // Tiscia. – 1980. – 15. – 125–129.
10.    Bereszynski, G. Lachowanie sie gawronow (Corvus frugilegus L.) I innych kukowatych na noclegowiskach w okresie polegowym / G. Bereszynski // Rocz. AB Poznaniu, 1980. – N.122. – Р.65–76.
11.    Блинов, В.Н. Врановые Западно-Сибирской равнины / В.Н. Блинов. – Москва: «КМК Scientific Press Ltd.», 1998. – 283 с.

Daily dynamic of Corvidae migrations was studied in Minsk city during autumn and winter period.


Опубликовано:
Хандогий Д.А. Динамика суточных миграций врановых города Минска в осеннее-зимний период. // Мат. науч.-практ.конф. «Зоологические чтения – 2012», посв. 250-летию проф. С.Б.Юндзилла (1761-1847). Гродно, 01-04.03.2012. Гродно: ГрГМУ – 2012, с. 166-169


Здымак каўкі Дзьмітрыя Вінчэўскага