Восемнадцать часов волшебства, или Фотоохота на глухарином току

глухарь

  Весна в этом году пришла рано. Ещё только начало апреля, а городские газоны уже зазеленели и вот-вот зацветут одуванчиками, и радуют глаз первоцветы, и скворцы очищают свои домики от прошлогодних гнёзд. А где-то далеко от городской суеты, на небольшом верховом болотце среди чистого соснового бора, вовсю токуют глухари. Там, далеко - сказка. И мы хотим в эту сказку попасть.

  Всю предшествующую поездке неделю мы зачитывались прогнозами метеоцентра: только бы погода не подвела! И вот мы в пути, а на асфальте лужи, и дождик стучится в ветровое стекло автомобиля. Но ведь это сегодня, а ток будет завтра, и вдруг к завтрашнему утру дождик прекратится? Или глухари сжалятся над нами и, в виде исключения, прилетят токовать в ненастье...

  Приехали. Мы почти на месте. До самого тока нас должен был провести его Хранитель, орнитолог Дмитрий Шамович. Но, по форс-мажорным обстоятельствам, встретиться мы с ним сможем только на следующий день. Поэтому, следуя по указанным Дмитрием ориентирам, добираемся на ток самостоятельно. Да разве можно заблудиться в весеннем лесу! Ещё пяток километров по лесным дорожкам на автомобиле, потом коротенький марш-бросок пешком, и вот уже виднеются между сосен скрадки-укрытия. Моя спутница размещается в деревянном сооружении в самом центре верхового болота, а я направляюсь к матерчатой палатке, установленной на гряде. Между нами около сотни метров. Ближайшие восемнадцать часов, почти до полудня следующих суток, мы проведём в режиме полной тишины, скрытые от глаз лесных обитателей.

  Ближе к ночи дождик утихает, и недалего от моей палатки, громко хлопая крыльями, опускается на сосну первый глухарь. Позднее, с интервалами в четверть часа, ещё два. Поодаль от меня, на грани слышимости, садится ещё несколько птиц. Ток будет!

  Всю ночь провожу в состоянии полусна. Наконец-то небо начинает слегка светлеть. И глухари уже токуют, сидя на деревьях. Выглядываю в окошко, но на земле ничего пока различить не удаётся. Слишком темно. Да ещё день обещает быть пасмурным. Решаю позавтракать. Минут через двадцать слышу, как глухари слетают на землю. Но снимать ещё практически невозможно. А птицы рядом! Они двигаются в полумраке, словно тени, почти касаясь стенок палатки расправленными веерами хвостов. На максимальной чувствительности пытаюсь сделать несколько кадров. Но снимки получаются смазанными.

глухарь

Надо немного подождать... Но через некоторое время вдруг замечаю, что "мои" глухари потихоньку удаляются. Шаг за шагом, всё дальше и дальше.

глухарь

И, спускаясь по склону к болоту, скрываются за соснами.

глухарь

Мне остаётся только надеяться, что птицы вернутся, и наблюдать через телеобъектив, как в сотне метров от меня, как раз возле деревянного скрадка, разворачиваются главные события.

  Несмотря на пасмурную погоду и моросящий временами дождик, ток довольно активный. Красавцы-петухи то и дело оказываются в поле зрения фотокамеры моей спутницы.

глухарьглухарь

Прилетевшие на ток глухарки ещё больше накаляют страсти.

глухарь глухарь

глухарь

  Но праздник не может длиться вечно. Уже полностью рассвело, и ближе к завершению тока глухари, ещё продолжая токовать, взлетают на деревья.

ггглухарь

Один из певцов подлетает и к моей палатке, но усаживается на самую вершину сосны, да к тому же всё время перекрывается ветвями.

глухарь

И мне остаётся только фотографировать покидающих токовище самок.

глухаркаглухарка

  Скоро ток полностью затихает. Глухари ещё некоторое время остаются на деревьях, кормятся хвоей. Но ближе к полудню улетает последняя птица, и мы наконец-то можем покинуть свои укрытия, размяться и поделиться впечатлениями.

  До новых встреч, лесная сказка!

  

  Фото Аллы Эрдман и автора.

  Апрель 2016, Россонский р-н.

  

Каментары

Казачна, неверагодна прыгожа! Посьпехаў надалей.

Колькі слоў, к.л., для дылетантаў пра палатачны камфорт. Ці рэальна падобнае назіраньне чалавеку, к прыкладу, слабаму? Вы, пэўна, заўважылі, што самцы акальцованы? На двух здымках.

  Дзякуй усім за добрыя каментары. Прыемна, калі тваё захапленне прыносіць пазітыўныя эмоцыі сябрам.

  Уладзя, наконт камфорту ў палатцы: і палатка, і драўляная схованка невысокія, як  тыповыя для фотапалявання. І заставацца там трэба, не адчыняючы дзверы, ад вячэрняй змрокі (мінімум за 2 гадзіны да захода сонца) і да таго моманта, пакуль апошняя птушка не адляціць з тока (прыкладна 11 гадзін наступнага дня). 

  Наконт кольцаў на лапах глушцоў. Дзьмітры Шамовіч займаецца там сур'ёзнымі навуковымі даследваннямі. Таму многія птушкі закальцаваныя і на іх замацаваны радыёперадатчыкі.