Небольшое путешествие в птичий рай

       Все началось с того, что на Лукомльском озере был отмечен плосконосый плавунчик (Phalaropus fulicaria). Это была первая регистрация данного вида в Беларуси. Конечно же, у меня появилось желание увидеть эту птицу своими глазами. К тому же, кроме плавунчика, в районе Новолукомля были отмечены еще несколько интересных видов с точки зрения бердуотчера, которые меня тоже заинтересовали.

       Забыв о всех проблемах, я сразу же начал искать однодумцев, которые в ближайшие дни так же собирались заехать в гости к плавунчику. На сайте Birdwatch.by в комментариях прочел, что  орнитологи с Гродно 07.11.13 хотят поехать посмотреть этого кулика. Я позвонил  Дмитрию Винчевскому, и мы договорились, что нас с Викторией Грудинской заберут из Минска.

       Мне нужно было выехать из Бреста ночью, чтобы с утра оказаться в столице. Как всегда, при таких быстрых темпах сбора, я чуть не опоздал на поезд, но, к счастью, все обошлось. И вот я в поезде. Ехать целую ночь. Но я еще долго не мог уснуть. В голове у меня была только одна мысль – плосконосый плавунчик.

       Новый день начался с проводницы, которая разбудила меня за 30 минут до прибытия в Минск. Погода, к сожалению, оставляла желать лучшего. В Минске меня встретила Вика и уже вместе с ней мы отправились на ст. метро Каменная Горка, где нас должны были встретить остальные бердуотчеры. Машина оказалась набита не только оборудованием, но и людьми. Всего нас собралось 7 человек: Александр Винчевский, Евгений Слиж (наш водитель), Виктория Грудинская, Сергей Сакович, Максим Колосков и Дмитрий Винчевский,  а в Новолукомле нас должен был встретить наш берд-гид – Виталий Кощеев.

       Ну  вот и в путь. Два часа в тесноте и вот в окнах машины виднеются огромные трубы Лукомльской ГРЭС и озеро, на котором стоит электростанция. Озеро впечатляло в первую очередь своими размерами! Вода шумела, от водосбросов поднимался пар, было ветренно, поднимались огромные волны – ощущение, будто ты на море.

       Забрав Виталия, мы вернулись к озеру, а точнее к месту, где выходят бурлящие потоки теплой воды через стоки, и, конечно же, там где орнитологи впервые наблюдали плавунчика. Дорога до берега была ужасной, без сапог мы бы точно не прошли по ней. Грязь, лужи  и плохая погода, холодный ветер, пронизывающий до костей – ничего не могло бы нас остановить в  поисках плавунчика.

       Обойдя место, где птицу наблюдали за день до этого, а это в 10 метрах от берега,  мы ее не обнаружили. Многие участники  поездки забеспокоились – неужели все зря, и птица уже улетела? Но к нашей огромной радости, возвращаясь назад, Виталий все-таки заметил плавунчика  на старом месте. Молодая птица в зимнем оперении плавала на волнах недалеко от берега. Все бердуотчеры живо бросились за биноклями, трубами и фотоаппаратами. Настроение у всех  улучшилось моментально. Волны в тот день были и вправду как на море, временами казалось, что птицу просто накроет, временами мы ее даже теряли из виду. Но плавунчик вел себя спокойно, активно плавал, опуская свой клюв в  воду. Около получаса спустя,  он перелетел через забор ГРЭС, на канал с теплой водой. На трубах над каналом сидели озерные чайки.

       Время нас поджимало, и нам еще нужно было посетить очистные сооружения недалеко от Новолукомля, чтобы увидеть морянку. Попрощавшись с плавунчиком, мы сели в машину и спешно покинули окрестности ГРЭС.

Между прочим, плосконосый плавунчик стал моим 200м видом в Клубе-200 за 2013г.

       На очистных сооружениях мы тоже долго не задерживались. Морянку мы нашли, там же, где ее видели ребята за день до нас – на втором пруду. Пришли, увидели сфотографировали – и поехали дальше. Там же нам удалось немного  понаблюдать за серыми утрами,  чирками-свистунками, кряквами и др. утиными.

       Следующей остановкой стал рыбхоз. Он представлял собой один  огромный неспущеный пруд. На нем своя жизнь: орлан-белохвост сидел на одной из коряг над водой не далеко от берега, наблюдая за тем, что происходит вокруг; лебеди-кликуны плавали своей стаей, шипуны – парами в центре пруда; утки плавали в  разброс по всему пруду (большие крохали, чирки-свистунки, кряквы, хохлатые чернети, красноголовые нырки, обыкновенные гоголи и др.). Кроме этого над прудом летали чайки, и мы, определив, пришли к мнению, что среди них были малыми. Кроме чаек над водой постоянно летал ястреб-тетеревятник, который пытался поймать одну из уток, но ничего путного у него не вышло.

       Главным нашим врагом – было время, которого нам совсем не хватало. Далее мы снова отправились на юг озера, где ранее были отмечены длинноносые крохали, турпан. Первая остановка. Бинокли и трубы в руки и все бегом к берегу озера. Только подойдя к берегу, слышим свист тысячи крыльев – это поднялась огромная стая обыкновенных гоголей. Поднявшись и совершив два круга почета, птицы вновь сели на воду. Кроме гоголей мы высмотрели большую стаю чомг, а немного дальше от них, скрываясь за большими волнами, плавали чернозобые гагары.

Вторая остановка – обыкновенные гоголи, чомги, кряквы.

       На последней остановке так же не было ничего интересного. Здесь мы встретили еще одну группу из Минска, которая так же приехала посмотреть на плавунчика. О том, что они его увидели, мы поняли по их радостным лицам. Кроме этого они наблюдали еще одну морянку, которая плавала на озере. Попрощавшись со всеми, мы отправились в обратный путь!

День второй!

      Вечером первого дня на facebook Ирина Самусенко добавила фотографию озерных чаек, сидевших на трубах над каналом ГРЭС, среди которых была единственная обыкновенная моевка. На данный момент это была 3 регистрация данного вида в Беларуси. И снова все пошло-поехало. Случайно узнав, что Семен Левый снова поедет в Новолукомль понаблюдать за этим интересным видом, мы с Викой решили составить ему компанию.

      Пришлось вставать в пять часов утра и ехать на электричке до Борисова, откуда нас забрал Семен. Опять сидим в машине и опять едем в направлении Новолукомля. Заехали быстро и, прихватив с собой Виталия, мы снова отправились к озеру на поиски моевки. В этот день погода была гораздо спокойнее. Уже не было таких сильных волн, ветра, но немного мешал просмотру туман, поднявшийся над озером, – видимость была в пределах 300-400 метров. Пройдя часть береговой линии, нам встретились только озерные чайки и рыбаки, которые стояли по грудь в воде. Подойдя к ограждениям ГРЭС, мы решили навестить плавунчика еще раз – он был все там же. Вика, поговорив с местными рыбаками, узнала, что плавунчик обитает здесь уже  около недели. В тот день на озере нам так же удалось высмотреть около 20 чернозобых гагар.  Плавунчику на этот раз мы уделили меньше внимания и отправились дальше искать моевку.

      К сведению! Плавунчика приехало посмотреть уже 19 человек – и, наверное, это не предел. Если мне не изменяет память, во время первой регистрации горной трясогузки около Малориты, птицу приехало посмотреть 11 человек.

      Дойдя до того места где была сделана фотография Ирины Самусенко, мы  уставились в бинокли и начали высматривать. Высмотрели! На том же самом месте птица и сидела, а точнее она уже  лежала лапами вверх. Мертвая моевка лежала на бетонной плите, окруженной водой с четырех сторон. К счастью на этот бетонный островок была положена доска, по которой я перебрался и забрал трупик. Труп моевки Вика передала В. В. Гричику для изготовления чучела для зоологического музея.

      Далее мы отправились на рыбхоз, просмотреть чаек. Ведь, возможно, среди них могли быть еще моевки, которых мы не увидели в предыдущий день. Но все наши старания закончились безуспешно!

     После рыбхоза мы отправились на юг озера, где нам посчастливилось увидеть длинноносых крохалей. Четыре самки плавали в метрах 15 от берега.

     После всех наших наблюдений все отправились по домам. С Викой мы еще хотели успеть в Центральный Ботанический сад  и увидеть на клестов. В ботсаду можно понаблюдать сразу все виды клестов, отмеченных в нашей стране. И у меня это так же вызывало большой интерес, потому что прежде мне приходилось видеть только клестов-еловиков. Но, увы, мы приехали туда мы слишком поздно. На улице уже темнело, погода снова испортилась, и птицы не кричали и не летали. И это означало, что мне надо было задержаться в Минске еще на день, что бы посмотреть клестов.

День третий!

     Около девяти часов утра мы отправились в ботсад. К сожалению, он был еще закрыт, но нас это не остановило и,  ради новых видов,  нам пришлось перелезть через забор, а не пройти через центральный вход. Искать клестов нам долго не понадобилось, потому что когда они едят, у меня такое чувство, что слышат все вокруг. Птицы сидели на верхушках елей, чистя каждую шишку и роняя их на землю. Долго и упорно всматриваясь в бинокль, нам все-таки удалось найти белокрылого клеста, которого можно отличить по белым полоскам на спине и крыльях. Сделав пару документальных снимков, мы стали ждать момента, когда птицы спустятся к ручью на водопой. Долго ждать не пришлось! Через пару минут вся стайка клестов уже сидела у ручья. Теперь  перед нами стаяла задача, найти клеста, у которого голова крупнее и клюв мощнее, чем у остальных. Это уже было не так просто. Но наше упорство, в конце концов, оправдало ожидания. Перед нами сидела птица, у которой отчетливо было заметно, что голова и клюв крупнее, чем у остальных клестов, а это означало что это клест-сосновик (самец). Сделав еще несколько документальных снимков, мы покинули ботанический сад.

Вот и все! Можно подвести небольшой итог поездки – 5 новых видов в моем и Викином списках и куча положительных эмоций.

(Я попытался вкратце рассказать о моей поездке, но всех эмоций, которые я испытал попросту текстом не передать)

Фотографии: Янкевича Ю., Винчевского Д., Саковича С.

                                                                                                               Янкевич Ю, Грудинская В.

Фотаздымкі

Каментары

 Віншую з ТАКІМІ відамі і трыма днямі прыгод з птушкамі і людзьмі. Ну і ў якасці паўнапраўнага сябра Клубу200 таксама.

Наконт сасновага крыжадзюба - здаецца, раней бачылі маладую птушку, а не самца?

 Спасибо, Юра, за интересный и подробный рассказ. По эмоциям описание сходно с чувствами, которое я испытала, когда перебирая в компе фотографии, случайно наткнулась на фото моевки. Такая уж привычка - делать документальные фотографии. Я тут же скинула фото птицы с вопросом, кого она напоминает, друзьям, бывшим он-лайн на ФБ. Семен тут же отреагировал "блин, моевка!" Потом уж я решила выложить фото на более широкое обсуждение и сподвигла его (и не только его) проверить мою случайную находку. 

Сегодняя ВВГ сказал, что труп птицы поместил в холодильник, пока нет времени заниматься препарированием.

Фото яркого самца клеста из БС, похожего на соснового, но неважного качества, я выкладывала раньше в обсуждениях. Последний тянет на сосновика.

 Юра, я про твою последнюю фото по поводу сосновика как раз и написала, что похож.

Кстати, Андрей Драгун на днях окольцевал в БС воробьиного сычика))

 Сегодня в обед в ботсаду наблюдали с Максом Колосковым воробьиного сычика. Птица сидела в развилке дерева, потом была спугнута сойкой и улетела. Макс рассмотрел сыча хорошо, жаль, сфотографировать не успел, медленно настраивался фотоаппарат. Я видела только птицу в полете, гонимую сойкой. Сычик скрылся в елях, найти его повторно не удалось.

Памылкова напісала раней, што сычыка закальцавалі. Выбачайце. Сёння Андрэй сказаў, што не кальцаваў яго, бо не было адпаведнага памеру кольцаў. Птушку выпусціў. Тая птушка, што ён бачыу некалькі дзён таму, ці іншая - невядома. Каб было нават кальцо ў сыча, мы не паспелі б разглядзець яго.

Шукаў у БС крыжадзюбаў. Беспасьпяхова.

Разам з тым ёсьць неапазнаныя птушкі. На другім здымку, верагодна, амялушкі. На першым невядома хто. Буду удзячны за тлумачэньні.