Indian travel. Part 1. Mumbai birdwatching

22.03.2010 - 17:15 | biot

     С 5 февраля по 1 марта мне довелось совершить путешествие в Индию - на родину известнейших писателей о природе прошлого столетия – Редьярда Киплинга и Джеральда Даррелла. Столкнуться с бытом местного населения, увидеть известнейшие архитектурные творения прошлого и прикоснуться к живой природе индийского субконтинента – были хорошей альтернативой европейской зиме.  

В Индию я прибыл поздно ночью (по местному времени 4.00; для того, чтобы время совпало с нашим белорусским, нужно отнять 3,5 часа). За все время переездов из Беларуси в Киев и перелетов Киев – Саржа (Объединенные Арабские Эмираты) - Mumbai практически глазу не сомкнул.

1 день

Ну вот, мой первый день. Я в Индии, в славном городе Mumbai (Bombay)! Далеко дома снег поглощает землю, засыпает деревья и еще там трещат морозы. А я разгуливаю в шортиках и футболке, голову мою покрывает бандана, в это же время столбик термометра стремится к 40. Страна контрастов, страна бедности, нищеты, обмана – примерно так я прочитал об Индии на многочисленных сайтах в интернете. «Белые обезьяны» типа меня ведутся на уловки индусов и переплачивают на всем. Здесь нужно держать ухо востро. Ну да ладно философии. Пора было приступать к практике!

В аэропорту касса для резервирования железнодорожных билетов открывалась в восемь, поэтому ничего не оставалось другого, как сидеть и ждать. Несколько белых туристов развалились на полу, словно индусы, тоже ожидали чего-то.

Дождавшись восьми часов я встал в очередь, чтобы зарезервировать необходимый мне поезд. К этому времени уже стояла очередь в сорок человек индусов. В бланке, на котором ты пишешь место твоего назначения, дату и имя, нужно сообщить также и цель твоего приезда в Индию. В аэропорту билет купить не удалось, пришлось брать такси и ехать на вокзал. Mumbai Central Station был в одном часе езды на машине. И это было не так далеко, если учесть, что население Mumbai составляет 20 млн человек, что в 2 раза больше, чем все население моей родной Беларуси.

Наша дорога пролегала через трущобы, в окна постоянно залетал запах мусорной свалки, от чего водитель чихал, а я еле сдерживался, чтобы не сблюнуть. Дома, построенные из шифера, старых выцветших рекламных вывесок, решеток и досок выглядели убого. Часто можно было видеть грязный натянутый тент над головой – это и был чей-то дом. Люди спали прямо на улице, на голом асфальте или земле. Здесь же ели, мылись, справляли нужду, попрошайничали. Я смотрел на все и вспоминал, к какому богу можно обратиться, чтобы « не дай боже» водитель (тоже индус) вздумал меня здесь оставить. Страх, жалость, мерзость – далеко не все чувства, что испытываешь при виде такого…

Теперь что касается самой езды по городу. Перед поездкой я прочел одно мнение, что бешеный трафик в Москве – это очень цивилизованное движение автомашин. В Индии я даже боюсь предположить, что есть какие-то правила дорожного движения. Гул от сигналов машин не прекращается на протяжении всего дня и становится фоновым «голосом» города. Пешеходов, как единицы движения, не существует. Тут правило простое: либо сам сойдешь, либо тебя раздавят. Стоя на светофоре (который, кстати, не работал) я не решался перейти на другую сторону. Стоящий рядом полицейский смеялся и подбадривал: «Лец гоу!», говорит. Потом я немного уловил, что жизнь пешеходов тоже не связана с трафиком. Они разгуливают, где хотят и делают, что хотят. Хотя, посмотреть, с другой стороны, сам факт того, что я остался жив до сих пор, перейдя за день несметное количество улиц, говорит о какой-то структуре, какой – я еще не понял.

После покупки билета и знакомства с тремя очаровательными чешками Луизой, Яной и Данной, которые приехали сюда, чтобы заниматься йогой и сейчас направлялись в Гоа, я сделал визит в Мумбайское общество защиты птиц (Bombay Natural History Society). Директор Asad R. Rahmani показал мне несколько книг о природе Индии, угостил чаем и даже дал помочника, чтобы тот меня завел в гостиницу. В итоге я купил (около 20 USD) определитель птиц Индии, выпил очень горький чай, а гостиница оказалась переполненной, так что жить пришлось в очень дорогом номере. Что усек на будущее: нельзя в Индии отказываться от молока и сахара к чаю. Все, что остается без этих ингридиентов – нечто совсем не похожее на чай, с сильно приторным горьким вкусом. Я же, чтобы показать индусам-природоохранителям истинного, не обделенного человеческими качествами, некорыстного и доброжелательного орнитолога, подарил их организации книгу «Скарбы прыроды Беларусі», журнал «Птушкі і Мы», наклейки, значки, календарики сайта birdwatch.by, пригласил в гости.

Теперь можно было отправляться на первый мой birdwatch! Бинокль, фотоаппарат, определитель и карта города в руках – я готов покорить еще неизвестную и так манящую Индию!

Вообще-то начало было уже положено. Еще до обретения определителя я во множестве наблюдал здесь ворону Corvus splendens. Этот вид вороны чем-то похож одновременно на наших серых ворон и галок. Вид встречается повсеместно, почти как индусы. Голосом похожи на серую ворону и озерную чайку, может подражать другим голосам.

Два раза встретил в городе еще одного вранового – Corvus macrorhynchos. Эти похожи на предыдущий вид, но крупнее и полностью черные. Встречались поодиночке или в стае с предыдущим видом.

Летающих по городу ласточек рассмотреть не смог. Их было не так много, как можно у нас встретить в любом из городов, а ввиду того, что наблюдать приходилось в городе, небоскребы и многоэтажные здания были надежными укрытиями от глаз белорусского орнитолога.

Зато много видел попугаев Крамера (Psittacula krameri). Подпускают редко, обычно их сперва слышишь, затем видишь проносящихся по 2-3 над головой.

Обычный в городе вид хищника – черный коршун (Milvus migrans). Стаи по 10-20 штук обычное дело. Также много сизых голубей. Из воробьев встречал наших домовых.

Не нашел в определителе птичку, размером с большую синицу (или меньше), обитающую высоко на деревьях. Имеет черную голову, верх тела. Живот ярко желтый, к хвосту переходящий в мягкие бледные тона. Клюв слегка загнут вниз.

Еще один вид остался не определенным – размером с певчего дрозда, с хохолком на голове, очень пестро окрашен (серо-черно-бело). Через крыло идет белая полоса. Птица сидела во дворе одного дома и быстро спряталась в кусты с широкими сильно рассеченными листьями.

Прямо над головой на улице видел двух небольших, размером с голубя, цапелек Ardeola grayii. Цапли сидели на священном дереве баньяне, воздушными корнями ниспадающем к асфальту, и если бы одна из них не перелетала, я бы их и не заметил. Сначала принял их за желтую цаплю, но окрас спины без светлых пятен и последующее изучение не перекрывания их ареалов в этом месте помогли сделать окончательное решение.

На Аравийском море, наполненном судами маленьких и больших размеров, чайки были только озерные.

Видел еще Eudynamus scolopea. Очень крикливая птица, напоминающая внешне черного дрозда.

Еще один новый вид – Acridotheres tristis. Кажется, по русски это майна. Видел двух птиц из окна такси во время пробки.

Обычно, при наблюдении за птицами в городе, обращаешь внимание на провода, где они обычно любят сидеть. Таким образом заметил Megalaima haemacephala. В определителе птица находилась рядом с ракшеобразными, хотя после в интернете я нашел ее название – бородатка, и не относилась она каким-то образом к дятлам.

Окончательно устав, я брел обратно в отель, где отрубился в момент. Снов не было, но были мысли о том, что же принесет мне следующий день…

Продолжение следует…

Фотаздымкі

Каментары

Выбачайце за доўгую цытату. Але падалася вельмі цікавай і да месца:

Для молодого израильского литератора и фотохудожника Даниила Рубинштейна, выходца из России, самым большим заграничным потрясением стала Индия. Почему?

Я очень много узнал о себе. Это была такая игра: приехать на новое место, где ты никого не знаешь, и создать какой-то микроклимат, окружение, в котором ты чувствуешь себя хорошо, в котором есть люди, с которыми можно вступить во взаимосвязь. То, что я это смог сделать, дало мне какую-то уверенность в себе, а кроме того, меня потрясло то, что весь этот мир, вся эта Индия живет по совсем другой психологии, с совсем другим подходом к смерти. Это очень хорошо можно проиллюстрировать на примере дорог в Индии. Там никто не заботится о жизни пассажира. Ты едешь, а вокруг валяются разбитые автобусы, грузовики и машины. На каждом километре. Это воспринимается как что-то естественное. О твоей жизни никто не заботится, нет ни у кого формальной обязанности тебя подстраховывать. А на Западе, мне кажется, что у нас всегда есть такая иллюзия, что о тебе кто-то заботится, что ты живешь под каким-то зонтом.

А Вам ближе индийское понимание смерти и отношение к ней?

Да. Мне кажется, что индусы в гораздо большей степени, чем мы живут с сознанием смерти. Мы пытаемся всё время представить, что смерти как бы нет. Смерть для нас это всегда какой-то несчастный случай, как будто что-то неожиданное произошло, и человек умер. У индусов это не так. У индусов смерть очень обыденная, она входит в ежедневную жизнь. Люди все время умирают на глазах. Похоронные процессии проходят через весь город. Я жил в Тель-Авиве и в Европе, но ни разу не видел похорон под окном.В Индии - всё время, и это придает другой смысл жизни. И другую ценность.

Даниил, вы говорите об индийском восприятии смерти, о том, что оно отличается от западного. А восприятие жизни, индийское восприятие жизни, отличается от того, что вы называете западным?

Жить вот в эту секунду, вот в этот момент - у индусов это видно на любом уровне. Их умение наслаждаться и воспринимать мир таким, какой он есть. Иногда проходишь мимо какой то новостройки... там строительство очень, очень примитивное, носят камни в мешках, женщины и мужчины работают с утра до вечера с кирками. Но в час заката люди прекращают работу, усаживаются и в течение часа все сидят и наблюдают закат.

Вы не скучали по европейскому комфорту, по итальянскому кофе с круассаном?

По кофе я скучал. Но всё остальное... я был поражен, как вопиюще это не нужно и как без этого легко. Я всё время в Индии мылся из ковшика и ведра холодной водой. Или стирка. Когда набирается грязное бельё, то я собираю его в тюк и иду, как индийские женщины, из деревни к ручью, и там стираю. На стирку двух штанов и рубашек уходит полдня. Но это отличные полдня! Для меня, человека воспитанного в западном комфорте, это было действительно почти откровением. ...