Маркировка лебедей как прерванная традиция

Из-за ливней, которые привели к разливу Темзы и ускорению ее течения, впервые прервана восходящая к XII веку ежегодная церемония маркировки лебедей, которые, по закону, являются собственностью британского монарха.

Старинная традиция маркировки и подсчета популяции лебедей по-английски называется swan upping. Завидев стаю лебедей на Темзе, маркировщики на шлюпках обычно встречают их криками "All up!" – все наверх! На протяжении восьмисот лет в конце июля специальная команда под руководством Королевского лебединого маркировщика подсчитывает популяцию лебедей на Темзе, осматривает их, взвешивает, измеряет и оказывает помощь больным или раненым лебедям.

В этой красочной церемонии проходящей под королевским штандартом, кроме команды королевского маркировщика, участвуют два старинных цеха лондонского Сити – "дайерс" (красильщики) и "винтерс" (виноторговцы), мастера которых еще в средние века получили от короля привилегию владеть лебедями.

Проплывая по Темзе мимо Виндзорского замка, маркировщики подымают весла и салютуют "Ее Величеству королеве – повелительнице лебедей!" Дело в том, что вплоть до XIX века лебеди в Англии были деликатесным блюдом на королевских пирах и в аристократических домах и были объявлены собственностью британской короны.

Через парламент был проведен закон, закрепляющий за британским монархом исключительное право владения лебедями на территории Соединенного Королевства. В этом году впервые в истории традиция маркировки лебедей была прервана из-за неблагоприятных погодных условий. Букингемский дворец объявил, что из-за летнего паводка, вызванного ливневыми дождями, Королевский лебединый маркировщик Дэвид Барбер и его команда не смогут в этом году исполнить свои обязанности – этому препятствуют необычно быстрое течение разлившейся Темзы и общее ухудшение экологической ситуации на реке.

Вот что рассказал Радио Свобода королевский маркировщик Дэвид Барбер, который 20 лет возглавляет церемонию маркировки лебедей:

– Лебеди Ее Величества являются собственностью королевы, где бы они ни находились на территории Соединенного Королевства. Все немаркированные лебеди принадлежат Ее Величеству, если на то ее воля. Подчеркиваю: эти лебеди не маркированы.

Мое звание - Королевский маркировщик, поскольку много веков тому назад принадлежащие монарху лебеди маркировались, но в наше время они не маркируются. Маркируются лишь лебеди, принадлежащие компаниям красильщиков и виноторговцев. Такие лебеди окольцовываются – на их лапку надевается кольцо с номером и королевской короной. Из шести шлюпок, участвующих в церемонии маркировки, две принадлежат компаниям красильщиков, две – виноторговым фирмам, и две – Ее Величеству королеве. Королевские шлюпки плывут под личным штандартом Ее Величества, четыре других – под флагом с изображением лебедя и королевской короны. В этом году мы были очень разочарованы невозможностью продолжить старинную традицию. Пришлось отказаться и от природоохранных акций, которые обычно сопровождают маркировку.

В прошлом году на Темзе, где традиционно проходит маркировка, мы зафиксировали 20-процентное сокращение популяции лебедей, что немало. Думаю, что в этом году эта тенденция сохранилась. Это говорит о значительном сокращении популяции лебедей на Темзе.

В прошлом году только на Темзе, где традиционно происходит swan upping, мы насчитали более 1200 лебедей. Тогда же мы выявили 116 новорожденных лебедей. Мы маркировали их и осмотрели на предмет выявления ран или заболеваний. Ежегодно я направляю в Букингемский дворец доклад о проведенной маркировке, в котором указывается количество принадлежащих Ее Величеству новых лебедей, и отмечается убыль или увеличение популяции. За пять дней, в течение которых мы проплываем по Темзе от Санбери до Эбингдона, мы встречается со школьниками окрестных школ, которые выходят на берег реки. Мы рассказываем им о лебедях, о реке и о традиции маркировки лебедей.


Паводле  www.svobodanews.ru
Дэвид Барбер, королевский маркировщик лебедей на снимке AFP.