В настоящее время Национальным центром законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) готовятся предложения по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О животном мире» (далее – Закон). К АПБ обратились за предложениями.
Имеется ряд предложений, которые хотелось бы обсудить.
В целом Законом даны направления развития государственной политики в области использования и охраны животного мира, принципы изъятия диких животных, ведения охотничьего хозяйства и охоты.
Действие закона распространяется исключительно на диких животных (обитающих как в состоянии естественной свободы, так и содержащихся в неволе) и не регулирует обращение с группами сельскохозяйственных животных и домашних животных. Закон крайне ограничено регулирует ведение охотничьего и рыболовного хозяйства – данные отношения установлены Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580.
Справка: в соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Кроме того, Указ № 580 специально издан для регулирования обращения с группой диких животных, являющихся объектами охоты и рыболовства. Таким образом, Указ № 580 имеет большую юридическую силу по отношению к Закону.
Таким образом, при подготовке предложений по изменению Закона и других нормативных правовых актов необходимо учитывать, что изменения не будут работать для нормированных видов животных и на территории охотничьих и рыболовных угодий.
Исходя из принципов гуманизма и ответственности за состояние природной среды Беларуси, считаем необходимым рассмотреть и обсудить вопрос о внесении в Закон следующих изменений и дополнений.
1. В статье 1 пункт 1 «Акклиматизация диких животных».
Действующая редакция:
«Акклиматизация диких животных – вселение диких животных определенного вида в угодья за пределами ареала этого вида диких животных и обеспечение приспособления диких животных к новой среде обитания и их способности к естественному воспроизводству.».
Предлагаемая редакция:
«Акклиматизация диких животных – обеспечение приспособления диких животных к новой среде обитания и способности к естественному воспроизводству в результате их интродукции.».
Обоснование: в действующей редакции Закона не прослеживается причинно-следственная связь между терминами «акклиматизация» и «интродукция». Фактически, происходит подмена понятия «интродукция» более широким «акклиматизация». Необходимо особо отметить, что термин «интродукция» характерен для одной особи либо группы, в то время как термин «акклиматизация» - популяционная характеристика.
2. В статье 1 пункт 3 «Бедственное положение диких животных».
Действующая редакция:
«Бедственное положение диких животных – переправа диких животных через воду и по скользкому льду, нахождение их в очагах пожаров, наводнений, засух, при гололеде, отравлении, заморах в водных объектах, истощении от недостатка кормов и в ином подобном положении.».
Предлагаемая редакция:
«Бедственное положение диких животных – переправа диких животных через воду и по скользкому льду, нахождение ихвне естественной среды обитания, а также в очагах пожаров, наводнений, засух, при гололеде, отравлении, заморах в водных объектах, истощении от недостатка кормов и в ином подобном положении.».
Обоснование: подобная редакция позволит уполномоченным государственным органам и организациям оперативно и эффективно реагировать на угрозы гибели диких животных, в том числе на территории населенных пунктов. Например, в г. Минске регулярно фиксируются случаи захода диких животных (в том числе нормированных видов). В настоящее время оказание помощи таким животным должно рассматриваться как незаконная охота на территории населенного пункта.
3. Статью 7 Закона «Принципы охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания» после абзаца шестого дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
«оказания помощи диким животным, находящимся в бедственном положении;».
Абзацы седьмой – тринадцатый считать соответственно восьмым-четырнадцатым.
Обоснование: оказание помощи диким животным в бедственном положении позволит реализовать принципы гуманного отношения к диким животным, сохранить генетическое и фенотипическое разнообразие популяций животных и приведет к устойчивому развитию природной среды Беларуси. В дальнейшем, реализация данного абзаца позволит выстроить эффективную систему нормативных правовых актов, направленных на оказание помощи диким животным.
4. Статью 11 Закона «Компетенция Минприроды» дополнить подпунктом 1.5.1 следующего содержания:
«принимает решение об объявлении находящимися в бедственном положении популяций диких животных, или их частей и (или) на определенных территориях;».
Обоснование: предоставление Минприроды подобных полномочий позволит принимать эффективные меры по оказанию помощи диким животным, сконцентрировать работу государственных органов и организаций, повысит эффективность организационно-практических мер, направленных на предупреждение бедственного положения диких животных.
5. Статью 13 «Участие граждан, общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления в осуществлении государственного регулирования и управления в области охраны и использования животного мира» дополнить подпунктом 3.3 следующего содержания:
«3.3. вносят предложения государственным органам, уполномоченным в области охраны и использования животного мира, об установлении ограничений и запретов на пользование объектами животного мира.».
Обоснование: введение в действие части 3.3 позволит общественным объединениям и гражданам эффективно принимать участие в экологически значимых решениях.
6. В статье 19 пункт 3.5 Закона «Регулирование распространения и численности диких животных».
Действующая редакция:
«разрушения в период с 16 октября по 15 апреля гнезд птиц, расположенных на насаждениях в населенных пунктах, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строениях и сооружениях;».
Предлагаемая редакция:
«разрушения в период с 15 августа по 15 февраля гнезд птиц, расположенных на насаждениях в населенных пунктах, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строениях и сооружениях;».
Обоснование: смещение установленных сроков позволит сохранить места обитания для рано гнездящихся видов птиц, повысит эффективность работы коммунальных служб по регулированию распространения и численности врановых птиц.
7. В статье 21 Закона «Воспроизводство диких животных».
Действующая редакция:
«3. Искусственное воспроизводство диких животных обеспечивается:
3.1. вселением (включая расселение), интродукцией, реинтродукцией, акклиматизацией, скрещиванием диких животных;».
Предлагаемая редакция:
«3.1. вселением (включая расселение), интродукцией, реинтродукцией, акклиматизацией, скрещиванием диких животных,за исключением межвидового скрещивания;».
Обоснование: формирование межвидовых гибридов является нежелательным, поскольку не достаточно изучено их дальнейшее поведение в естественных условиях. Формирование межвидовых гибридов в дальнейшем приведет к вытеснению и исчезновению аборигенных видов и сообществ.
Ждем ваших предложений и обсуждения наших предложений.
Тимофей Пико, сотрудник АПБ
- Увайдзіце ці зарэгіструйцеся каб пакідаць каментары.
Comments
AV - 29.01.2015 - 01:29
С
С исправлениями:
Обоснование: в действующей редакции Закона не прослеживается причинно-следственная связь между терминами «акклиматизация» и «интродукция». Фактически, происходит дублирование понятия «интродукция» словом «акклиматизация». Необходимо отметить, что термин «интродукция» описывает деятельность человека, в то время как термин «акклиматизация» - это процесс, происходящий с интродуцированными видами.
Вот подкорректированные, сокращенные определения из Интернет-словарей:
Акклиматизация - приспособление организмов к новым условиям существования после интродукции.
АККЛИМАТИЗА́ЦИЯ Приспособление видов к новым климатическим и другим жизненным условиям.
AV - 29.01.2015 - 01:39
Предлагаемая
Предлагаемая редакция:
«Бедственное положение диких животных – переправа диких животных через воду и по скользкому льду, нахождение их вне естественной среды обитания, а также в очагах пожаров, наводнений, засух, при гололеде, загрязнении, отравлении, заморах в водных объектах, сильных холодах, истощении от недостатка кормов и в ином подобном положении.»
Почему переправа через воду – это бедственное положение? Про наводнение отдельно написано. Загрязнение, например, нефтепродуктами делает птиц очень уязвимыми.
AV - 29.01.2015 - 02:04
Обоснование: смещение
Обоснование: смещение установленных сроков позволит предотвратить уничтожение жилых гнезд рано гнездящихся охраняемых видов птиц, повысит эффективность работы коммунальных служб по регулированию распространения и численности врановых птиц.
AV - 29.01.2015 - 02:12
Действующая
Действующая редакция:
«3. Искусственное воспроизводство диких животных обеспечивается:
3.1. вселением (включая расселение), интродукцией, реинтродукцией, акклиматизацией, скрещиванием диких животных;».
Предлагаемая редакция:
«3.1. вселением (включая расселение), биотехнией, реинтродукцией, скрещиванием диких животных,за исключением межвидового скрещивания;».
Интродукция новых видов - это угроза популяциям аборигенных видов, а не один из способов воспроизводства.
Словарь БЭС: ВОСПРОИЗВОДСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - естественный (регулируемый и нерегулируемый) и искусственный процесс приращения запасов природных ресурсов, восстановление качественных их характеристик. Включает такие виды, как рекультивация и мелиорация земель, агротехнические меры по улучшению почв, лесовосстановительные работы, выращивание рыбопосадочного материала,биотехнические мероприятия по сохранению и воспроизводству диких зверей и птиц, охрана водных ресурсов и воздушного бассейна.
Harrier - 30.01.2015 - 22:19
In reply to С by AV
На жаль, няма часу і
На жаль, няма часу і кваліфікацыі пісаць ці правіць фармулёўкі асобных артыкулаў. Але вельмі хацелася б убачыць у новым законе (а яшчэ больш - каб гэта дзейнічала на практыцы) наступныя палажэнні:
- забарона прыватнай таксідэрміі, акрамя вырабу пудзілаў паляўнічых відаў жывёл. перапіс і легалізацыя (ці не) ўсіх прыватных калекцый з таксідэрмічных вырабаў перад пачаткам дзеяння закона.
- забарона на ўтрыманне прыватнымі асобамі ці ўстановамі любой формы ўласнасці без адпаведных індывідуальных ідэнтыфікатараў (пластыкавых кольцаў у птушак, навушных пластыкавых метак ціпа кароўіх, мікрачыпаў для больш дробных жывёл) і вядзенне адпаведнага дзяржаўнага іх рэестру для ўсіх чужародных відаў птушак і звяроў, якія або ўжо вядомыя для Беларусі як інвазійныя інтрадуцэнты, або вядомыя як такія віды для іншых краін Еўропы ці адпаведнага нам кліматычнага поясу.
- адказнасць за выпуск у прыроду любых відаў-інтрадуцэнтаў (спецыяльна ці па недагляду).