Ян КОХАНОВСКИЙ: подвиг жизни и смерти – к 120-летию со дня рождения

 В истории Беларуси есть немало людей, на чью долю выпала трудная и героическая судьба. Одним из них является Иван (Ян-Станислав) Иосифович Кохановский (1894 – 1942), проживший короткую, но неординарную жизнь. Как педагог-биолог, эколог и общественный деятель, он достиг значительных успехов при создании в Гродно уникальных ботанического сада и зоологического парка. Своей жизнью он пожертвовал в годы немецкой оккупации для спасения коллеги и отца многодетной семьи. К сожалению, его подвижническая деятельность остается недостаточно известной.

Родился Ян Кохановский в Гродно 16 (по нов. ст.) февраля 1894 г. в небогатой мещанской семье. Отец, Иосиф Андреевич, выходец из дер. Головачи Гродненского уезда, работал секретарем у Гродненского уездного предводителя дворянства. Мать, Юзефа Казимировна, родилась в Гродно и была домохозяйкой. У них было два сына и дочь, которым они смогли дать хорошее образование. Ян, самый младший из них, в 1913 г. успешно окончил Гродненскую русскую мужскую гимназию.

Чтобы стать инженером-агрономом Ян Кохановский поступил в Чехословацкую сельскохозяйственную академию, находившуюся в Табоже. Когда началась первая мировая война, ему пришлось перевестись на сельскохозяйствнный факультет Юрьевского (ныне – Тартуского) университета. Но и там он смог продолжить учебу только с 1914 по 1917 г. В связи с приближением фронта в начале 1918 г. студенту-неудачнику пришлось вернуться в Гродно, оккупированный Германией, затем Польшей.

Ян Кохановский (второй ряд, третий слева) с коллегами по гимназии (1919 г.)

Преподавание биологии Ян Кохановский всегда стремился проводить не только теоретически, по учебникам. На уроках им использовались наглядные пособия: растения, животные, препараты из них и пр. В 1925 г. был открыт биологический огород (сад). Вначале в нем имелся ботанический отдел, в котором к концу учебного года уже произрастало 309 растений. К уходу за ними он также привлекал учащихся. В 1928 г. им был дополнительно открыт зоологический отдел, в котором вначале было 17 видов животных. Это позволило внедрить в учебный процесс новые технологии обучения, в основу которых был положен системный подход, включающий углубленное изучение биоразнообразия природы, выработку практических навыков общения с ней и воспитание ответственности за ее будущее.

Работал Кохановский постоянно и над повышением своей квалификации. В 1925 г. ему удалось, наконец, завершить высшее образование в Главной сельскохозяйственной школе Польши и получить диплом инженера. Накопленный опыт интенсификации учебного процесса, свои инновационные технологии он не скрывал от коллег. Наоборот, на экскурсии в биологический сад приглашались преподаватели и учащиеся других школ города. Со временем гимназия стала неформальным методическим центром по биолого-экологическому образованию. Основу его составили кабинет биологии, ботанический и зоологический отделы биологического сада гимназии, городской музей природы, летний лагерь отдыха для учащихся в д. Озёры.

Содержание такого центра на общественных началах было нелегким делом. Особые трудности были с зоологическим отделом, который в 1930 г, был преобразован в зоопарк. Благодаря энтузиазму Кохановского для его размещения удалось при поддержке общественности добиться от магистрата передачи заброшенного городского велотрека. Посещать его разрешалось не только учащимся школ, но и жителям и гостям города. Специального персонала не было, и за животными ухаживали гимназисты, члены биологического кружка. Содержание животных, число которых увеличилось к 1936 г. до 400, обходилось в 5 злотых в день. Все материальные заботы легли на плечи Ивана Иосифовича, который не жалел на это даже собственных средств.

Со временем у Яна Кохановского возникла новая идея – объединить учителей школ Гродно, преподающих биологию. По его инициативе несколько раз в году проводились совместные заседания, на которых обсуждались проблемы совершенствования педагогического процесса, необходимость изучения природы края, охраны редких видов растений и животных. На одном из таких заседаний в 1935 г. состоялся полезный обмен опытом работы. По примеру признанного лидера учителя делились своими достижениями, обменивались разработанными учебными пособиями. Планировалось в дальнейшем совместное изучение природы края и издание учебного пособия. Не забывал педагог-новатор и сельские школы, неоднократно выезжал туда с лекциями, делился опытом и наглядными пособиями.

 

Гурток Аматараў прыроды гімназіі імя А.Міцкевіча ў Гродна пад час пасадкі дрэваў "Свята лесу".

Здымак з часопіса 1930-х гг.

В своей многогранной деятельности Кохановский уделял большое внимание краеведению и туризму. При его активном участии в 1926 г. в Гродно открыт городской музей природы. Он был избран заместителем председателя общественного комитета, руководившего работой музея, и одновременно являлся активным членом комиссии по сбору экспонатов. Ему также принадлежит идея издания в Гродно регионального историко-краеведческого журнала «Niemen», который выходил с 1935 по 1939 г. Он был одним из его основателей и соредакторов, отвечал за такие разделы как охрана природы, памятники истории и культуры, охрана природы в школе. Его имя значится в числе учредителей туристической секции, действовавшей при магистрате с 1935 г. Он организовывал образовательно-воспитательные экскурсии по Гродненщине, привлекая к этому членов общества любителей природы и учащихся гимназии. Им уделялось внимание изданию краеведческой литературы о Гродно и его окрестностях.

 

Педагогическую работу Ян Кохановский умело сочетал с природоохранной деятельностью, способствуя становлению экологической науки. Он является одним из основателей общества любителей природы, действовавшего в Гродно с. 1925 г. По его инициативе секция охраны природы этого общества являлась региональным отделением (делегатурой) государственного комитета (совета) по охране природы. Как общественный инспектор, он вплоть до. 1939 г. контролировал уезды (поветы): Гродненский (с 1928 г.), Августовский и Сокольский (с 1932 г.) и. Сувальский (с 1935 г.). При этом инспекторская деятельность им сочеталась с просветительской. Он был инициатором проведения публичных лекций и конференций, устраивал выставки на природоохранные темы, создавал кружки Лиги охраны природы. Особо следует отметить его личные заслуги по охране птиц и бобров. К этой работе им широко привлекались учащиеся гимназии. Полученные результаты были опубликованы в ряде научных и популярных статей.

 

Таким образом, за 20 лет напряженной педагогической деятельности Кохановский смог создать уникальную по тому времени систему биолого-экологического образования, которая не потеряла своего значения до сих пор. Однако в 1939 г., когда в Гродно была установлена советская власть, наследие педагога-новатора оказалось никому не нужным и было предано забвению. А его самого необоснованно арестовали и держали около года в тюрьме по подозрению в причастности к так называемой контрреволюционной организации «Тайный педагогический совет». Из-за начавшейся войны преследование вынужденно прекратилось, но уголовное дело до сих пор не пересмотрено.

 

Немецкие оккупационные власти оказались не лучше советских: в 1942 г. они арестовали Яна Кохановского как заложника. В число 25 приговоренных к расстрелу среди заложников попал учитель Ю. Вевюрский, имевший шестеро малолетних детей. Кохановский не мог этого допустить и добился включения в список подлежащих расстрелу вместо него себя. Так, добровольно пожертвовав собой, он погиб 20 октября 1942 г. у д. Наумовичи.

 

После распада СССР и в связи с начавшейся перестройкой общественность Гродно смогла, наконец, вернуть из забвения доброе имя Яна Кохановского и добиться признания его заслуг перед городом. В 1994 г. по решению Гродненского городского совета депутатов его именем названа одна из улиц города, расположенная рядом с зоопарком. У входа в зоопарк ему установлен памятный знак как основателю этого учреждения.

 

Фёдор Иванович Игнатович, канд. мед. наук, Гродно

 Партрэт Каханоўскага з прыватнай калекцыі Януша Паруліса

 

Некоторые публикации автора на эту тему:

 Игнатович Ф.И. Вопросы краеведения и экологии в педагогическом наследии И.И. Кохановского // Краязнаўства ў сістэме патрыятычнага выхавання : Матэр. абл. навук.-практ. канф. – Гродна, 2005. – С 40-47.

Игнатович Ф.И. И.И. Кохановский – первый гродненский эколог и его природоохранная деятельность // Региональные проблемы природопользования и охраны природных ресурсов Верхнего Поднепровья и сопредельных территорий : Тез. докл. межд. науч.-практ. конф. – Могилев, 2005. – С. 65-67.

Игнатович Ф.И. И.И. Кохановский и его уникальный опыт интенсификации биолого-экологического образования учащихся путем создания в Гродно ботанического сада и зоопарка // Экологическое образование как условие устойчивого развития : Матер. межд. науч.-практ. конф. – Минск, 2006. – С. 68-70.

Игнатович Ф.И. И.И. Кохановский и его деятельность по пропаганде видового разнообразия фауны и сохранению редких видов путем создания первого в Беларуси зоопарка // Актуальные проблемы экологии – 2007 : Тез. докл. III Межд. науч.-практ. конф. – Гродно, 2007. – С. 14-15.

Игнатович Ф.И. Ян Кохановский – видный педагог, эколог и общественный деятель 1-й пол. ХХ века // Румлеўскія старонкі: турыстычны патэнцыял нацыянальнай культурна-гістарычнай спадчыны Панямоння. – Гродна, 2010. – С. 165-169.

Игнатович Ф.И., Тарасюк Д. П. Гродненский учитель-новатор И.И. Кохановский // Кіраванне ў адукацыі. – 2012. – 4. – С. 60-64.

 На гэтую тэму:

ГРОДНЕНСКИЙ БИОЛОГ И УЧИТЕЛЬ-НОВАТОР ЯН КОХАНОВСКИЙ (1894-1942)

 Як у школе арганізаваць дапамогу птушкам ўзімку?

 

Comments