СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ПОПУЛЯЦИИ БОЛЬШОГО БАКЛАНА В БЕЛАРУСИ

В статье приводятся данные об учетах гнездовых колоний и оценка численности большого баклана в Беларуси в 2012г. в сравнении с данными 2005 г., а также анализируются численные результаты борьбы с видом рыбоводных организаций и их воздействие на распространение баклана в Беларуси.

Самусенко И.Э.

 

Обзор современного состояния популяции большого баклана Phalacrocorax carbo на территории Беларуси сделан по результатам обследования гнездовых колоний в 2012 г. в рамках Панъевропейского учета вида, который был инициирован  Международной Рабочей группой по бакланам IUCN/Wetlands International при поддержке проекта «CorMan» Еврокомиссии. Анализ динамики численности выполнен на основании данных периодического мониторинга известных гнездовых колоний с привлечением материалов учетов кормящихся на территории прудов рыбхозов птиц. 

Первые случаи гнездования большого баклана в Беларуси в 20 веке приходятся на конец 1980-х годов, после чего вид начал стремительно увеличивать свою численность, заселяя новые местообитания. По данным кольцевания, экспансия большого баклана на территорию Беларуси началась с северо-запада (Эстония, Финляндия, Швеция, северные побережья Польши, Литва, Латвия), хотя первые регистрации залетов и гнездования птиц наблюдались преимущественно в южных областях страны. В последнее десятилетие начали отмечаться птицы, окольцованные к западу (континентальные водоемы Польши) и югу от территории Беларуси (Румыния, Украина), что говорит о продолжающемся расселении большого баклана и расширении путей его экспансии на европейском континенте.

В 2012 г. обследовано 13 гнездовых колоний бакланов, в шести из которых насчитывалось более 100 гнездящихся пар (с максимальной численностью до 800 пар). Для оценки численности вида также использованы данные обследования ряда колоний в 2011 г. и информация, полученная от местных жителей. Всего в 2011-2012 гг. было известно 18 относительно постоянных мест гнездования вида, в которых насчитывалось до 2,8 тыс. гнездящихся пар.

Баклан гнездится исключительно колониально и часто с другими видами птиц (серая цапля Ardea cinerea, большая белая цапля Egretta alba, кваква Nycticorax nycticorax, серебристая чайка Larus argentatus). Большинство из известных гнездовых поселений вида, особенно крупных, локализуется в естественных местообитаниях – в поймах крупных рек (Припять – 3 колонии, Днепр – 2 колонии) и на островах озер (Нарочь, Богинское, Дривяты, Дрисвяты, Снуды). Регулярные попытки гнездования бакланов на прудах крупных рыбхозов или островах соседствующих с ними водохранилищ, как правило, пресекаются рыбоводами, и в 2012 г. было известно лишь три таких гнездовых колонии, из которых более 100 гнездящихся пар насчитывала одна. Большинство из расположенных на удалении от рыбхозов колоний с разной периодичностью также подвергаются регулированию численности с использованием как легальных (отстрел птиц на территории колоний), так и нелегальных методов (вырубка гнездовых деревьев, разорение гнезд, уничтожение птенцов, беспокойство в гнездовое время и др.). В местах гнездования бакланы нередко испытывают значительное воздействие со стороны пернатых и наземных хищников (орлан-белохвост Haliaeetus albicilla, филин B. bubo, серая ворона Corvus cornix, енотовидная собака Nyctereutes procyonoides, дикий кабан Sus scrofa и др.). Под влиянием антропогенного пресса и хищничества многие их длительно существующих гнездовых поселений баклана подвержены значительным флуктуациям численности. Нередко после разорения гнездовых колоний бакланы перемещаются на гнездование в другие места, часто труднодоступные. Ряд колоний в естественных местообитаниях, где антропогенное воздействие отсутствует либо минимально, продолжают увеличивать численность. Косвенным подтверждением роста численности вида может служить сравнение результатов учетов бакланов, проведенных в конце сентября – начале октября в 2005 и 2011 гг. на территории семи рыбхозов (Селец, Полесье, Локтыши, Красная Слобода, Лахва, Белое, Красная Зорька): численность кормящихся на прудах данных рыбхозов птиц увеличилась за шесть лет на 19,4%.

Однако вопреки прогнозируемому в начале 2000-х годов сокращению темпов роста популяции из-за «насыщения» гнездовых и кормовых местообитаний вид продолжает наращивать гнездовую численность, которая в 2005 г. оценивалась в 2,5-3 тыс. пар, а в настоящее время, с учетом неполной степени охвата территории натурными обследованиями и сложностью обнаружения новых гнездовых колоний, – в 3-3,5 тыс. пар. Важной предпосылкой увеличения численности баклана как специализированного ихтиофага стала государственная политика интенсификации рыборазводного хозяйства - увеличение темпов производства рыбной продукции и расширение площади рыборазводных прудов. Ведь не случайно по-прежнему наибольшая плотность и численность вида отмечается на юге и юго-востоке Беларуси, т.е. в регионе с максимальной плотностью расположения крупных рыбхозов. Лишь в последнее десятилетие наблюдается увеличение численности баклана в северных районах страны и расселение вида на восток.

Большой баклан наносит существенный ущерб рыбхозам, где численность кормящихся на прудах птиц в конце лета - осенью может достигать нескольких тысяч особей. Например, на территории р/х «Локтыши» – от 1,6-1,7 тыс. ос. (сентябрь 2011 г.) до 1,9-2,1 тыс. ос. (сентябрь 2005 г.), р/х «Любань» отмечалось от 2-2,5 тыс. ос. (август 2005 г.) до 2,3-3,0 тыс. ос. (сентябрь 2005 г.), р/х «Красная Слобода» - до 3,4-3,5 тыс. ос. (ноябрь 2011 г.). Для снижения вредоносной деятельности рыбоядных птиц используют разнообразные подходы и методы, которые постоянно модернизируются. Ведутся работы по предотвращению возникновения новых колоний непосредственно на прудах рыбхозов и в их окрестностях, повсеместно используют методы шумового и визуального отпугивания птиц на самих прудах и т.д. В большинстве случаев эффективность отпугивающих методов низка и имеет краткосрочное действие из-за быстрого привыкания к ним птиц и насыщения освободившейся богатой кормовой ниши птицами из других местообитаний, что не решает проблемы в целом.

Более эффективно борьба с рыбоядными птицами в большей части прудовых рыбоводных хозяйств Беларуси ведется путем отстрела птиц. Во многих рыбхозах используется система материального поощрения за их уничтожение. Так, только по данным официальной статистики, полученной из 12 рыбхозов, к середине октября 2011 г. в хозяйствах было отстреляно 9833 ос. бакланов. Это более чем в 4 раза выше, чем в 2005 г. (2263 ос.), когда разрешение на отстрел рыбоядных птиц официально получали 7 рыбхозов. Объемы добычи бакланов в 2011 г. на 30-50% превышают размер «местной» группировки вида по завершению сезона размножения, которая оценена в 12,8-15 тыс. особей (6-7 тыс. ос. размножающихся птиц, 2-2,5 тыс. ос. приступивших к размножению и 4,8-5 тыс. вылетевших из гнезд птенцов). Это можно объяснить тем, что помимо «местных» птиц добываются особи из сопредельных с Беларусью стран, массовая миграция которых на нашу территорию начинается уже с конца июня. Это подтверждается не только результатами учетов птиц на прудах рыбхозов, но также данными кольцевания. Т.е. размеры позднелетней - осенней группировки вида в стране могут значительно превышать приведенные выше показатели.

Таким образом, возрастающий антропогенный пресс на местах гнездования в совокупности с увеличением объемов отстрела бакланов в настоящее время являются основными лимитирующими факторами, сдерживающими рост численности баклана в Беларуси в условиях продолжающейся экспансии вида. В связи с этим следует особо отметить, что в результате кампаний по истреблению видов, составляющих пищевую конкуренцию человеку, из-за низкой экологической грамотности исполнителей сильно страдают популяции других, не оказывающих вреда, в том числе, редких видов птиц, что часто имеет отрицательный общественный резонанс. Поэтому в настоящее время назрела необходимость совершенствования и конкретизации природоохранного и охотничьего законодательства, в котором должны быть более тщательно прописаны разрешенные и запрещенные меры по регулированию численности рыбоядных птиц, наносящих ущерб рыбоводным хозяйствам.

 

ГНПО «Научно-практический центр НАН Беларуси  по биоресурсам»,   г. Минск, Беларусь; isamusenko@gmail.com    Материалы были опубликованы:  

 Самусенко И.Э. Современное состояние и динамика популяции большого баклана в Беларyси // Проблемы сохранения биол. разнообразия и использования биол. ресурсов: мат. II-oй междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22-26 окт. 2012 г. – Минск, 2012. - С. 216-219.

 

 Samusenko I.E. (2012) Current status and population dynamics of Great Cormorant in Belarus // Proc. of II int. Conf. “The problems of biodiversity conservation and use of biological resources”, Minsk, 22-26 October 2012. - Minsk. - P. 216-219. (In Russian)

 The article (pdf file) can be downloaded below

 

На гэтую тэму: ЯК ЖЫЦЬ З БАКЛАНАМІ

 

Дадатак Памер
Samusenko 2012.pdf169.35 КБ 169.35 КБ

Comments

Вельмі цікавы і падрабязны артыкул са мноствам лічбаў і фактаў.  У прынцыпе яны паказваюць, што хаця афіцыйна адстрэльваць штогод бакланаў больш, чым уся гнездавая папуляцыя, асаблівага эфекта нават на стрыманьне колькасці гэта не мае, не кажучы ўжо пра змяншэньне.

Тое самае пішуць і пра польскіх бакланаў (гл. артыкул На гэтую тэму) - адстрэлы не вырашаюць праблему.