ЗАГАДКА УШАСТОЙ СОВЫ

Почему больше не работает классическая схема зависимости численности гнездящихся ушастых сов (Asio otus) от их основных жертв – мышевидных грызунов на Витебщине?

Наверное любой зоолог и эколог помнит классическую схему, кочующую из учебника экологии животных в учебник по теме «Хищник – жертва», а именно две синусоиды, наложенных друг на друга: изменения численности зайца–беляка и рыси по годам.

В наше время шкурки зайца–беляка от охотников в заготовительных организациях Беларуси давно не принимают, а рысь и вовсе внесена в Красную книгу. Возможно и по этой причине мы уже ряд лет изучаем как изменяется численность ушастой совы и мелких мышевидных грызунов на трёх стационарах, как пример динамической системы «хищник – жертва».

Думаю, что целесообразно привести пример из зарубежной практики. Так, Йосси Лешем (Yossi Lesham), почетный профессор Школы зоологии факультета естественных наук Тель-Авивского университета Израиля, возглавил национальные усилия по использованию сов сипух в качестве биологических средств борьбы с вредителями в сельском хозяйстве, что значительно сократило использование пестицидов. Можно сделать подобный проект и в отношении ушастой совы, которой в сельхозугодьях Беларуси явно не хватает гнездового парка. Совы сами гнезда не строят, а чужие, подходящие по размеру и не занятые хозяевами гнёзда врановых теперь встречаются в сельской местности все реже. У нас есть успешный, но, к сожалению, локальный опыт по привлечению ушастой совы в искусственные гнездовья. Про некоторые полученные результаты и будет ниже.

краявід

Вид на торфокарьеры (на заднем плане колония сизых чаек) у одного из гнёзд ушастой совы. Фото Натальи Саксоновой

Наши стационары в Северной Беларуси представляют собой выработанные и подтопленные, в порядке противопожарных мер, торфоразработки. Они окружённы или граничат с сельскохозяйственными угодьями. Все стационары расположены в Витебском районе Витебской области. Стационар Дымовщина – 254 га, Городнянский Мох – 412 га и Чернецкий Мох – 284 га. Расстояние между стационарами 6 и 14 км. Параллельно, во время проведения полевых практик со студентами, учитывалась численность мелких мышевидных грызунов путём установки ловчих линий давилок Геро, но, правда, не ежегодно.

кладка

Полная кладка ушастой совы, 09 мая. Фото Владимира Ивановского

Численность ушастых сов на каждом из стационаров изменялась по годам от 1 до 10 гнездящихся пар. Учёт численности мелких мышевидных грызунов на стационарах показывал положительную корреляцию с численность ушастых сов, как на каждом из стационаров, так и для всех стационаров в целом. То есть, была налицо классическая картина «хищник – жертва».

гняздо

В гнезде 5 разновозрастных птенцов и яйцо-«болтун», 14 мая. Фото Валерия  Пшеничкина

Но в последние годы эта зависимость стала давать сбои. Так, например, в 2021 году на стационарах Дымовщина и Чернецкий Мох не было обнаружено ни одной гнездящейся пары ушастых сов. А на Городнянском Мху их численность была на среднем уровне по многолетним данным (во всех осмотренных кладках было по 6 яиц) и даже отмечена повторная удачная попытка размножения у разорённой пары (в повторной кладке было два яйца и вылетело два слётка). В добыче в подавляющем большинстве случаев отмечена обыкновенная полёвка и, как исключение, две особи водяной полёвки.

гняздо

Защитная реакция птенца, 14 мая. Фото Валерия Пшеничкина

Таким образом, уже нельзя говорить о «мышиных годах» на больших территориях. Вопрос остаётся открытым: в чём же разница почти абсолютно одинаковых элементарных популяций ушастых сов, существующих в одинаковых условиях на Чернецком и Городнянском Мхах, расположенных всего в 6 км друг от друга?

птушкі

«Близнецы», 23 мая. Фото Натальи Саксоновой

Можно предположить, что на численность ушастых сов влияет не только численность мелких мышевидных грызунов и погодно-климатические факторы, но также структура и видовой состав сеяных трав в охотничьих участках сов, которые обеспечивают разную доступность грызунов для сов. Хочу обратить внимание на то, что это лишь рабочая гипотеза, которая требует более глубокого и долговременного изучения.

Владимир Ивановский

Верхнее фото Фото Натальи Саксоновой

 

птушкі

Кольцевание птенцов 30 мая, фото Натальи Саксоновой

птушкі

Кольцевание птенцов 30 мая, фото Натальи Саксоновой

гняздо

Повторная кладка, 9 июня. Фото Натальи Саксоновой

гняздо

Птенцы из повторной кладки (искусственное гнездо в пластмассовом бачке), 19 июня. Фото Натальи Саксоновой

птушка

Самка у гнезда, 19 июня. Фото Натальи Саксоновой

гняздо

Птенцы из повторной кладки, 19 июня. Фото Натальи Саксоновой

птушкі

Птенцы из повторной кладки, 30 июня. Фото Натальи Саксоновой

 

 

На гэтую тэму:

Много ли надо сове: ведро покрепче и полевок побольше

Новый житель не совсем обычных исскуственных гнездовий – длиннохвостая неясыть!

Простыя складаныя ўзаемасувязі: совы і палёўкі

«Филины с кладбища», или мои встречи с Птицей 2015 года в Малорите