Гродненский биолог и учитель-новатор Ян Кохановский (1894-1942)

В истории Республики Беларусь все еще остается немало незаслуженно забытых педагогов, уникальный опыт которых заслуживает внимания. Одним из таких является уроженец Гродно Иван (Ян) Иосифович  Кохановский, известный в первой половине ХХ в. учитель-биолог, эколог и общественный деятель. К сожалению, его биография исследована недостаточно. Многие достигнутые им результаты по совершенствованию преподавания биологии в школе, несмотря на первенство и уникальность, остаются пока малоизвестными.

Ф.И. Игнатович и Д.П. Тарасюк

Поэтому исследование и популяризация их  не утратили своей актуальности и по сегодняшний день. Учитывая это, нами предпринята попытка воссоздания его жизни и деятельности на основании выявленных архивных и иных материалов. Как установлено, Ян Кохановский родился 4 (12) февраля 1894 г. в Гродно. После окончания в 1913 г. Гродненской мужской гимназии он уезжает в Чехословакию и поступает в сельскохозяйственную академию, находившуюся в Табоже. Когда началась первая мировая война, ему пришлось продолжить обучение с 1914 по 1917 гг. на сельскохозяйственном факультете Юрьевского (ныне - Тартуского) университета. Но в связи с приближением фронта в начале 1918 г. университет был переведен в Воронеж. Учитывая сложность международной обстановки и нестабильность границ, студент-неудачник предпочел прервать учебу и вернуться в Гродно, оккупированный Германией, затем Польшей.
    В 1919 г. И.И. Кохановский, не имея законченного высшего образования, был принят на работу в Гродненскую мужскую гимназию им. А. Мицкевича, в которой работал до 1939 г. профессором (так в Польше тогда называли учителей) биологии.  За короткое время в здании бывшего российского реального училища им был оборудован прекрасный кабинет биологии. С 1920 г. при гимназии действовал кружок любителей природы, в котором занималось до 50 учащихся из 2-6 классов. Заседания его проводились ежемесячно, на них более глубоко обсуждались темы, не только предусмотренные учебной программой. Учитывались также личные интересы учащихся.  Под руководством учителя они занимались препарированием животных и изготовлением гербариев, которые использовались как наглядные пособия. В учебных целях также использовалась часть экспонатов городского музея природы, временно хранившихся в гимназии.

Ян  Кохановский и учащиеся гимназии

Совершенствуя преподавание биологии, И.И. Кохановский придерживался принципа, основывавшегося на единстве теории и практики. стремился проводить не только теоретически, по учебникам. На уроках кроме лекций им в обязательном порядке использовались наглядные пособия: растения, животные, препараты из них и пр. Большое внимание уделялось внеклассным и внешкольным формам образования. Во время проводимых экскурсий он знакомил детей с  природными ландшафтами, флорой и фауной родного края. Они привлекались к сбору редких растений и насекомых для пополнения кабинета биологии.
    В 1925 г. для дальнейшего улучшения преподавания был открыт биологический сад (огород). Располагался он на месте бывшего ботанического сада Гродненской медицинской академии, созданного в 1775 г. проф. Ж.Э. Жилибером. По ходатайству И.И. Кохановского, поддержанному  городским обществом любителей природы магистрат выделил часть городского парка, которая прилегала к главному корпусу гимназии. Территория площадью 0,3 га была разбита на отдельные грядки и клумбы, разделенные дорожками, чтобы класс мог разместиться для изучения и описания растений.
    К концу учебного года в ботаническом саду уже произрастало 309 растений. Подборка их осуществлялась в соответствии с учебной программой. С учетом систематики они были разделены на  группы, которые располагались на отдельных грядках. Через три года число растений, включая деревья и кустарники, увеличилось до 830. Формально ботанический сад принадлежал городскому обществу природы. Для его содержания оно по возможности материальную помощь гимназии.
    В 1928 г. для углубления знаний по зоологии в составе ботанического сада дополнительно было открыто два новых отдела. В первом из них содержалось 17 видов зверей и птиц. В 1930 г. число их увеличилось до 60. Это были в основном мелкие животные и рыбы, которые содержались в террариумах и аквариумах. Более крупные животные (волк, два кабана, серна, три лисы, пять зайцев, шесть сов и др.) находились в клетках, которые располагались во дворе гимназии, а также между грядками с растениями. Со временем для содержания их в зимний период был построен небольшой сарай.
    Открытие второго отдела, по замыслу И.И. Кохановского, имело целью приобщать учащихся к производственной и сельскохозяйственной деятельности. Для этого в ботаническом саду было организовано выращивание тутового шелкопряда. Вовлечение молодежи в эту новую промышленную отрасль фактически являлось не только новой формой производственной практики. Внедрение ее в местные хозяйства было полезным и для повышения доходов. После расширения ботанического сада он стал называться биологическим.
    Специального персонала для работы в биологическом саду не имелось. К уходу за животными и растениями привлекались члены кружка любителей природы, а также другие учащиеся. С учетом их интересов были сформированы три группы: первая ухаживала за растениями, вторая за животными в биологическом саду, третья – за мелкими животными и рыбами в кабинете биологии. Одновременно они вели наблюдения за их ростом и развитием, а также приобретали навыки исследовательской работы.
    Таким образом, во втором десятилетии ХХ в. студенту И.И. Кохановскому, не завершившему высшего образования, удалось при содействии дирекции и общественности создать в заштатном уездном городке прекрасную учебную базу, которая может служить примером и для современных школ. При этом он придерживался принципа единства теории и практики. Это позволило ему с учетом европейского опыта разработать и внедрить в преподавание биологии новые технологии обучения, в основу которых был положен системный подход, включающий углубленное изучение биоразнообразия природы, выработку практических навыков общения с ней и воспитание ответственности за ее будущее.
    Работал И.И. Кохановский постоянно и над повышением своей квалификации. В 1925 г. ему удалось, наконец, завершить высшее образование в Главной сельскохозяйственной школе Польши и получить диплом инженера. Практическую работу он успешно сочетал с научными исследованиями, неоднократно участвовал в работе съездов врачей и биологов Польши. Нами выявлено более 20 публикаций, в которых обобщен опыт его педагогической деятельности, а также результаты исследований краеведческой и экологической направленности.
    Содержание такого центра на общественных началах было нелегким делом. Особые трудности были с зоологическим отделом, который в 1930 г, был преобразован в зоопарк. Благодаря энтузиазму И.И. Кохановского для его размещения удалось при поддержке общественности добиться от магистрата передачи заброшенного городского велотрека. Посещать его разрешалось не только учащимся школ, но и жителям и гостям города. Обслуживающего  персонала фактически не было. За животными ухаживал смотритель В.К. Жеромский, ему помогали гимназисты, члены кружка любителей природы. Для содержания животных, число которых увеличилось к 1936 г. до 400, не хватало материальных средств. Помощь, оказываемая магистратом, была непостоянной и недостаточной. Все материальные заботы лежали на плечах Ивана Иосифовича, который не жалел на это даже собственной заработной платы.
    Накопленный опыт интенсификации учебного процесса, свои инновационные технологии И.И. Кохановский не скрывал от коллег. Для внедрения их в широкую практику ему удалось объединить учителей школ Гродно, преподающих биологию. По его инициативе несколько раз в году проводились совместные заседания, которые оформлялись протоколами. На них обсуждались программы обучения, проблемы совершенствования педагогического процесса, необходимость изучения природы края, охраны редких видов растений и животных. Учителя также обменивались накопленным опытом и делились своими достижениями. На одном из таких заседаний, которое происходило в феврале 1935 г. на базе гимназии им. Г. Сенкевича, состоялся обмен учебными пособиями, методическими разработками.
    На этом заседании И.И. Кохановский обратил внимание коллег на важность и необходимость систематического исследования природы Гродненщины. Учителя-биологи, по его мнению, должны быть заинтересованы в первую очередь. Было принято решение провести в дальнейшем совместные исследования природы Гродно и ближайших окрестностей, результаты которых обобщить в виде монографии или учебного пособия. Но реализовать его тогда не удалось.
    Таким образом, по инициативе И.И. Кохановского Гродненская гимназия им. А. Мицкевича стала неформальным городским организационно-методическим центром по биолого-экологическому образованию. Основу его составили: кабинет биологии, ботанический и зоологический сад гимназии, городской музей природы, летний лагерь отдыха для учащихся в д. Озеры. Учителям биологии других школ города  было разрешено бесплатно приводить своих учащихся в ботанический сад. В 1926 г. состоялась 51 экскурсия с участием 1364 детей, в 1927 г. соответственно 67 и 1832, в 1928 г. – 109 и 3385. Удалось даже добиться небольшой материальной помощи от школьного инспектората и директоров школ. В результате со временем биологический сад фактически стал межшкольным.

Ян Кохановский и учащиеся гимназии в летнем лагере отдыха в Озерах

Не оставлял учитель-новатор без внимания и методической помощи сельские школы. В январе 1935 г. он вместе с членами руководимого кружка любителей природы организовал поход в пригородную деревню Малая Каплица. В дар местной начальной школе они изготовили 27 кормушек для птиц. Гимназист С. Мысовский выступил в школе с рефератом о хозяйственном значении птиц в деревне и необходимости их охраны. После этого кормушки были развешены на деревьях. Учащиеся школы обязались регулярно пополнять их кормами.

В совершенствовании преподавания биологии И.И. Кохановский успешно использовал проводимую общественную деятельность. При его активном участии в 1926 г. в Гродно открыт городской музей природы. Он являлся заместителем председателя общественного комитета, руководившего его работой. Ему также принадлежит идея издания в Гродно регионального историко-краеведческого журнала «Неман», который выходил с 1935 по 1939 г.  Он был одним из его основателей и соредакторов, отвечал за раздел охрана природы в школе. Его имя значится в числе учредителей туристической секции, действовавшей при магистрате с 1935 г. Он организовывал образовательно-воспитательные экскурсии по Гродненщине, привлекая к этому членов общества любителей природы и учащихся гимназии.     В преподавании биологии И. И. Кохановский умело применял результаты проводимой природоохранной деятельности. Он является одним из основателей и заместителем председателя общества любителей природы, действовавшего  в Гродно с 1925 г. По его инициативе секция охраны природы этого общества являлась региональным отделением (делегатурой) государственного комитета (совета) по охране природы.  Как общественный инспектор Иван Иосифович вплоть до 1939 г. контролировал уезды (поветы): Гродненский (с 1928 г.), Августовский и Сокольский (с 1932 г.) и Сувальский (с 1935 г.). При этом инспекторская деятельность сочеталась им с пропагандистской. К природоохранной  работе он широко привлекал учащихся гимназии. Полученные результаты были опубликованы им в ряде статей.
    Несмотря на трудности, за 20 лет напряженной педагогической деятельности И. И. Кохановский смог создать уникальную по тому времени систему биолого-экологического образования, которая не потеряла своего значения до сих пор. Однако в 1939 г., когда в Гродно была установлена советская власть, наследие учителя-новатора оказалось никому не нужным, и было предано забвению. Сам он был необоснованно репрессирован и около года находился в тюрьме.
    В годы немецкой оккупации И.И. Кохановский оставался в Гродно. За участие в тайном обучении детей подвергался аресту. В 1942 г. был арестован гестапо как заложник. В число заложников попал и учитель Ю. Вевюрский, отец 6 малолетних детей. Иван Иосифович добился включения в список подлежавших расстрелу себя вместо него. Так, добровольно пожертвовав собой, он погиб 20 октября 1942 г. у д. Наумовичи.
Тело Яна Кохановского было втайне вывезено и похоронено на Католическом кладбище Гродно

К сожалению, в послевоенное советское время инновационные технологии, разработанные И.И. Кохановским для интенсификации биологического образования, оказались невостребованными. Ботанический сад был ликвидирован. В 1951-1953 гг. на его территории располагалась областная станция юных натуралистов. Для ее размещения были использованы сохранившиеся хозяйственные постройки и оранжерея. На этой базе удалось организовать работу 10 кружков ботанической направленности, в которых занимались учащиеся школ города. После перевода станции в другое место оранжерея еще до конца 50-х годов оставалась ее филиалом.     Наиболее ценным и сохранившимся нововведением И.И. Кохановского является зоопарк, который многие годы был единственным в Беларуси. Он продолжает действовать до настоящего времени и широко используется в учебных целях не только школами города, но и студентами трех университетов. В последние годы на его базе стали проводиться научно-практические исследования.
    После распада СССР и в связи с начавшейся перестройкой общественность Гродно смогла, наконец, вернуть из забвения добрые дела И.И. Кохановского и добиться признания его заслуг перед городом. Именем учителя-новатора в 1994 г. названа одна из улиц Гродно, расположенная рядом с зоопарком. У входа в зоопарк ему, как основателю этого учреждения, был установлен памятный знак.

    Источники

    1. Игнатович, Ф.И. Вопросы краеведения и экологии в педагогическом наследии И.И. Кохановского / Ф.И. Игнатович // Краязнаўства ў сiстэме патрыятычнага i грамадзянскага выхавання. – Гродна, 2005. – С. 40-47.
    2. Игнатович, Ф.И. И.И. Кохановский и его уникальный опыт интенсификации биолого-экологического образования учащихся путем создания в Гродно ботанического сада и зоопарка / Ф.И. Игнатович // Экологическое образование как условие устойчивого развития: матер. межд. науч.- практ. конф. – Минск, 2006. – С. 68-70.
    4. Kochanowski, J. Szkolny ogrod biologiczny w Grodnie / J. Kochanowskі // Panstwowe gimnazium meskie im. Adama Mickiewicza w Grodnie: drugie sprawozd. szkolne za rok 1928/29. – Grodno, 1929. –  S. 16-19.
    5. Stankiewicz, W. Kochanowski Jan / W. Stankiewicz // Polski slownik biograficzny. – Wroclaw ekt., 1967-1968. – T. XIII, z. 2. – S. 192-193.

    
Опубликовано:
Игнатович, Ф.И. Гродненский учитель-новатор И.И. Кохановский / Ф.И. Игнатович, Д.П. Тарасюк // Кіраванне ў адукацыі. – 2012. – № 4. – С. 60-64.

Змешчана на сайце з ласкавай згоды аўтараў

Comments