Ситуация с единственной на сегодняшний день в г. Бресте и ближайших окрестностях колонией озерной чайки, к тому же очень крупной – до 2000 гнезд, в очередной раз проиллюстрировала, как государственные природоохранные службы, а точнее отдельные сотрудники, подходят к выполнению своих должностных обязанностей. В данном случае речь идет о согласовании ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду, если таковое вообще было) и требованиям к нему при проведении земляных и строительных работ. Однако обо всем по порядку.
Первый сигнал о том, что в районе рынка «Ковалево» около церкви ведутся земляные работы, и техника в прямом смысле закапывает гнезда в колонии озерной чайки, поступил от Елены Леонидовны Марининой, руководителя БМКП ОО «ГНОМ». Узнав, в чем суть дела через Владимира Шутеева, выехал на место. Первое впечатление – вроде бы все в порядке – колония ближе к дороге, а строят от рынка. И только непосредственно на участке, где велись земляные работы, мне открылся весь ужас ситуации (прежде всего для птиц).
Свежие насыпи земли, перемешанной со строительным мусором, подходила к самим гнездам. Что стало с соседними гнездами, можно только догадываться. Мой интерес и хождение с фотоаппаратом под ковшом работающего экскаватора и бульдозеров не остались незамеченными. Человек, подошедший ко мне, представился сотрудником рынка, но фамилии своей не назвал. Я в свою очередь представившись и вручив визитку, предупредил работника рынка о том, что их деятельность нарушает ряд законов в области охраны окружающей среды, и настоятельно рекомендовал прекратить работы. После чего сообщил о ситуации компетентным органам в лице сотрудников Брестской горрайинспекции Природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также знакомым журналистам из «Брестской газеты» и «Вечернего Бреста». Тогда мне показалось, что этого достаточно, чтобы спасти чаек, по крайней мере, в этом гнездовом сезоне. Ведь застройщики предупреждены о том, что их действия нарушают природоохранное законодательство, природоохранные органы в курсе и должны бы проконтролировать, пресса не даст умолчать, ведь за подобное правонарушение предусмотрена и уголовная ответственность! К сожалению, мои прогнозы оказались излишне оптимистичными! Действительно, работа в тот же день была приостановлена. Но… Мне пришлось уехать в длительную командировку. За развитием событий следил Денис Табунов. Поэтому передаю ему слово.
Андрей Абрамчук.
Во время первого визита ситуация не показалась мне угрожающей: насыпи уже явно не первый год, кусочек тростника, где гнездятся птицы экскаваторы объезжают, да и вообще техника стоит в другом углу площадки. Так что, оговорив с директором рынка - Наталей Емельяновной Ильницкой, что они не будут закапывать зелёные участки до конца гнездового сезона, я спокойно удалился. Но оказалось, что слона я и не заметил…
После разговора с Ваней Богдановичем и Андреем Абрамчуком, я вернулся на место вновь, на этот раз без предупреждения и целенаправленно осмотрел угол насыпи возле церкви… И вот тут уже зрелище, представшее мне, было гораздо печальнее. Уродливый слой земли вперемешку с арматурой, кирпичами и прочими благами цивилизации заканчивается менее чем в полуметре от гнёзд чаек. Кроме того, для строительства потребовалась мелиорация. И там, где раньше было болото, насосы и каналы создали пустыню. Продвигаясь вглубь колонии, на этот раз с представителем Инспекции по охране окружающей среды, я с ужасом смотрел на безжизненные кочки, торчащие из земли, и гнёзда чаек между ними.
Через несколько метров ноги начали увязать, что обнадёживало, возможно, не всё потеряно. А ступать становилось практически некуда – кладка на кладке. Несмотря на то, что велись работы, и вода практически ушла из болотины инстинкт, размножения оказался сильнее и чайки не бросили место колонии и уже отложенные кладки.
Более того, после прекращения работ они тут же сделали повторные кладки прямо на насыпи.
Денис Табунов
Надо сказать, что поведение прессы и инспекции оказалось весьма противоречивым. Представители первой изначально заинтересовались материалом, однако в газетах информации на эту тему до сих пор не появилось. Остается только гадать, почему местные газеты «постеснялись» рассказать общественности про столь вопиющий факт. Что касается руководства Брестской горрайинспекции, то оно «не усмотрела нарушения законодательства» в данной ситуации, хотя отдельные ее сотрудники были иного мнения!
Руководство рынка «Ковалево» хоть первоначально и не восприняло ситуацию всерьез, все же решило в ней разобраться. Далее последовали заверения, что работы в районе колонии чаек будут приостановлены до окончания гнездового сезона. Надеюсь, администрация рынка законопослушно и великодушно по отношению к птицам свое слово сдержит.
Что будет с колонией в дальнейшем, я не знаю, теперь всё в руках инспекции! На сегодняшний день главное то, что удалось найти понимание у руководства рынка и приостановить работы до вылета птенцов. За что руководству рынка в лице Натальи Емельяновны Ильницкой выражаем благодарность.
Если у вас вдруг возникнет вопрос, за что благодарность, ведь они чуть не уничтожили колонию, замечу, что проектные работы были согласованы местными представителями Минприроды, в том числе и проведение работ в районе колонии без ограничения по сезонам. Трудно ожидать от строителей и работников рынка того, что они будут выяснять на местности, не вредит ли их деятельность природе. Всю ответственность за данный инцидент несут специалисты местных органов Минприроды, которые согласовывали (!) данный проект. Ведь достаточно было указать, что работы должны проводиться вне периода размножения животных, и не возникло бы тогда подобной конфликтной ситуации.
Уверен, что в Областном комитете и Брестской горрайинспекции ПР и ООС работают компетентные люди. Однако, как оказалось, встречаются и недобросовестные сотрудники (имена которых мы, наверное, вскоре узнаем), выдавшие непроработанное и незаконное согласование по данному проекту застройки. Надеюсь, что по данному факту руководство Областного комитета ПР и ООС проведет проверку и будут приняты адекватные меры по недопущению подобных ситуаций впредь.
Добавлю, что Закон о Охране животного мира РБ трактует данное деяние однозначно. Ниже привожу Статью 23 полностью.
Андрей Абрамчук, Денис Табунов для www.birdwatch.by
Фото Д.Табунов и И. Богданович
Статья 23. Требования, предъявляемые к осуществлению строительной и иной деятельности, не связанной с пользованием объектами животного мира, но оказывающей вредное воздействие на них и (или) среду их обитания или представляющей потенциальную опасность для них.
1. Строительная и иная деятельность, не связанная с пользованием объектами животного мира, но оказывающая вредное воздействие на них и (или) среду их обитания или представляющая потенциальную опасность для них, должна осуществляться с соблюдением требований законодательства об охране и использовании животного мира и законодательства об охране окружающей среды.
2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, строительная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания или представляет потенциальную опасность для них, обязаны планировать и осуществлять мероприятия в целях предотвращения и (или) компенсации возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания в соответствии с проектными решениями планируемой строительной и иной деятельности, прошедшими государственную экологическую экспертизу, а при их отсутствии – с соответствующими планами, согласованными с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
3. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, расширении, техническом переоснащении, модернизации, изменении профиля производства, демонтаже и (или) сносе объектов и комплексов, оказывающих вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания или представляющих потенциальную опасность для них, в проектной документации должны предусматриваться:
3.1. мероприятия, обеспечивающие охрану объектов животного мира и (или) среды их обитания от вредного воздействия на них химических и радиоактивных веществ, отходов, физических и иных вредных воздействий;
3.2. мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции и мест концентрации диких животных, в том числе путем строительства и ввода в эксплуатацию сооружений для прохода диких животных через транспортные коммуникации, плотины и иные препятствия на путях их миграции, зоопитомников и других объектов для разведения диких животных, а также иных сооружений, возводимых в целях предотвращения и (или) компенсации возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания. Строительство и ввод в эксплуатацию указанных сооружений должны осуществляться до начала строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства, демонтажа и (или) сноса объектов и комплексов, которые могут причинить вред объектам животного мира и (или) среде их обитания;
3.3. иные мероприятия, обеспечивающие предупреждение вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания.
- Увайдзіце ці зарэгіструйцеся каб пакідаць каментары.
КАМЕНТАРЫ