Новые домики для лутка

 Красноречивый пример того, как человек протягивает руку помощи Природе, был продемонстрирован в минувший четверг  в Житковичском районе Гомельской области. На местном рыбхозе «Белое», одном из старейших (основан в 1926 году) и крупнейших (площадь акватории — 1710 га) в стране, прошла природоохранная акция по устройству искусственных гнездовий для редчайшей нашей птицы — лутка.

Это представитель самых мелких наших уток. По размерам луток не дотягивает и 50 см. А масса его тела и вовсе не больше полкило. Необычайно эффектен самец этой утки в брачном оперении.

Еще одна любопытная особенность, отличающая лутка в утином семействе, — он гнездится в дуплах деревьев. За это его часто называют древесной уткой. Во всем мире едва насчитается 8000 пар сей удивительной птицы. А в Беларуси, по самым смелым оценкам, ее численность не превысит и 15-30 пар. 

Вид включен в Приложение I Директивы Европейского Союза по охране редких птиц, Приложения II Бернской и Боннской конвенций, отнесен к SPEC 3. Ему присвоена II категория охраны (EN). И в Беларуси он давний подопечный Красной книги.

Плачевные дела у птицы побудили ученых заняться изучением и охраной вида вплотную. Уже в ноябре прошлого года был готов национальный план действий по спасению лутка при поддержке проекта ПРООН/ГЭФ «Интеграция вопросов сохранения биоразнообразия в политику и практику территориального планирования в Беларуси». В декабре он прошел согласование в Минприроды.
На сегодня единственным известным в стране местом постоянного гнездования древесной утки являются угодья рыбхоза «Белое». В 2008 году там было зафиксировано 5-8 пар.

Начиная с 20-х годов прошлого века лутка то и дело отмечали в гнездовой период в пойме Припяти. Видели в 1988 году птицу на Мядельщине. В последующие 20 лет единичные встречи с зимующими птицами происходили на озере Белом в Березовском районе, на реке Западный Буг вблизи Бреста, на водохранилище сахарного завода в Жабинковском районе, под Кобрином и Гродно. А три зимы подряд, с 1996 по 1998 годы, лутки зимовали в Минске!

Одной из причин малочисленной белорусской популяции ученые называют острую нехватку мест для гнездования. Дело в том, что древесная утка очень переборчива. Она предпочитает селиться на водоемах, наполовину заросших надводной растительностью, с дуплистыми вековыми дубравами по берегам. А таких, действительно, в Беларуси не так уж много.

Сказывается и то, что многие рыбоводческие хозяйства активно борются с надводной растительностью при помощи гербицидов.

А еще острую конкуренцию за места гнездования лутку составляет обыкновенный гоголь, который является обычным видом на том же рыбхозе «Белое». Как и древесная утка, он тоже любит обустраивать свои гнезда в дуплах старых деревьев вблизи водной глади. Но у гоголя гнездовой период начинается раньше, поэтому и шансов стать первым в очереди на жилье у него больше.

Обычно самка лутка откладывает от 5 до 11 яиц. Они овальной формы и кремово-коричневых оттенков. Именно на такие и посчастливилось в 1989 году в рыбхозе «Белое» натолкнуться сотруднику тогда еще Института зоологии Александру Козулину. Орнитолог не сразу понял, что перед ним кладка раритетной птицы.

В 1993 году в качестве эксперимента попробовали построить для утки искусственные гнездовья. Оказалось, она охотно их заселяет. Но местные нерадивые жители, напуганные мифом о том, что луток наносит вред рыбному хозяйству, практически их изничтожили. Из 15 развешанных гнездовий уцелело только два.

А ведь луток если и кушает рыбку, то самую маленькую. И то только зимой и ранней весной. Основу его рациона составляют водные насекомые. Бывает, свое меню он разнообразит ракообразными, моллюсками, земноводными, семенами, листьями и корнями водных растений.

Одной из задач природоохранной акции 19 апреля и было изготовить для древесной утки новые «апартаменты» и максимально привлечь к проблеме ее сохранения местных школьников, чтобы те донесли до взрослых, как важно уберечь вид от гибели. Развесили в тот день 2 дуплянки и еще 28 накануне.

А директор ОАО «Опытный рыбхоз «Белое» Виктор Дашкевич так проникся идеей, что согласился создать местный заказник. К слову, хозяйство и так имеет статус Территории, важной для птиц. К этой программе оно примкнуло одним из первых в стране — в 1998 году. В те годы в пределах рыбхоза обитали 22 пары белоглазого нырка — вида, за наличие которого «Белое» получило звание ТВП международного значения. Сейчас же на его прудах отмечают не больше двух пар птах.

Несмотря на это досадное обстоятельство, угодья рыбхоза — настоящий эдем для многочисленных водно-болотных птиц. Там можно в большом количестве встретить вездесущих озерных и сизых чаек, крякв, численность которых в Беларуси стала катастрофически снижаться, красноголовую чернеть, чомгу, серую утку, большого баклана, серощекую поганку, лебедей — кликунов и шипунов, а если повезет, то и орлана-белохвоста, большую выпь и даже зимородка. Скопления же серой и большой белой цапли на прудах «Белого» могут достигать 3-4 тысяч.

Если идея приживется на Житковичской земле, опыт создания искусственных гнездовий будут копировать на других потенциальных для расселения лутка водохранилищах и рыбхозах — «Селец», «Красная Зорька», «Локтыши», «Красная Слобода». Есть замысел развесить дуплянки и в нацпарке «Нарочанский» по берегам бывших помещичьих прудов в урочище «Голубые озера» и на острове озера Нарочь. Вкупе с запретом на все виды рубок в пределах 200 метров от водоемов и рек — и, особенно, на вырубку старых дуплистых деревьев — это принесло бы ощутимые результаты.

Паводле www.wildlife.by

 

Comments

Вельмі добра, што развесілі "польскія" анцікунічныя гнездавыя скрыні. Цікава, як яны спраўдзяцца ў справе, бо тэарэтычна яны добра прадуманыя. Пазнавата для гэтага году, але можа на наступны птушкі займуць?